ПРАВО.ru
Сюжеты
21 августа 2014, 23:23

Цена размена прозрачности судопроизводства на личные показатели

Цена размена прозрачности судопроизводства на личные показатели

Готовить судебные акты судья Виталий Мартемьянов не успевал, но, чтобы статистические показатели не страдали, придумал, как из этой ситуации выйти. В карточки дел он прикреплял пустые файлы, а иногда менял даты. Коллеги его на этом поймали и велели так не поступать. Но профилактические беседы не помогли.

2 февраля 2013 года Виталий Мартемьянов стал судьей Арбитражного суда Свердловской области, а через год в местную квалификационную коллегию судей поступило на него представление. Его автор, начальник молодого судьи Светлана Цветкова просила наказать Мартемьянова предупреждением. Подготовлено это представление было на основании единогласного решения Президиума АС СО от 7 февраля прошлого года.

В представлении говорилось, что Мартемьянов нарушил положения п. 1 ст. 6 Кодекса судейской этики, который обязывает судей следовать высокой морали и нравственности, и двух приказов ныне упраздненного Высшего арбитражного суда – от 29 апреля 2011 года № 48 и от 27 июня 2011 года № 66. Оба они касаются размещения текстов судебных актов на информационных ресурсах, прежде всего в Картотеке арбитражных дел. А нарушил кодекс и приказы Мартемьянов, по мнению Цветковой, тем, что с помощью программного комплекса "Судебно-арбитражное делопроизводство" публиковал вместо судебных актов их шаблоны или неполные документы. Делал он это, как посчитала председатель суда, чтобы получить хорошие статистические показатели. А пользователь в результате не мог ознакомиться с решениями и определениями.

Выявлено такое было в мае 2013 года, когда сотрудники отдела статистики и председатель административной коллегии АС СО Сергей Воронин обнаружили размещение в картотеке "пустых", а также неполных судебных актов и изменение даты публикации. Еще несколько "пустых" документов было найдено в августе. По итогам работы Мартемьянова за девять месяцев 2013 года составили справку, в которой хорошего о работе судьи мало: акты готовились несвоевременно, около 300 судебных документов не прикреплено к карточкам арбитражных дел. К декабрю Мартемьянов внешне ситуацию поправил, но проверки показали, что в КАД у него теперь неверные даты, судья публиковал судебные акты задним числом.

В объяснительных Мартемьянов написал, что "в силу значительного количества принимаемых судебных актов пояснений по выявленным фактам дать не может". При этом, как указано в представлении, глава коллегии Воронин неоднократно проводил с молодым судьей беседы о том, что так делать недопустимо, но, как видно, тот никаких выводов не сделал. 

На заседании ККС 25 марта 2014 года Мартемьянов заявил, что с представлением согласен, а причины нарушений кроются в высокой нагрузке и незначительном опыте. Сейчас, по его словам, он так больше не делает. В решении квалифколлегии не говорится, сколько дел рассматривал Мартемьянов в 2013 году, а, судя по картотеке, в 2013 году к нему поступило 684 дела – около 57 в месяц. Это не самые большие показатели по суду. У его коллег Павла Киреева их было 848 (71 в месяц), а у Светланы Хомяковой  901 (75). В минувшем июле такие цифры подтверждала и председатель суда Цветкова. Суд "занимает третье место в России по количеству рассматриваемых дел после арбитражных судов города Москвы и Санкт-Петербурга и Ленинградской области", – говорила она. В первом полугодии 2014 года нагрузка на одного судью АС СО составляет 73,9 дела в месяц.

Выслушав мнение участников разбирательства и исследовав приложенные к представлению материалы, ККС сочла его обоснованным и доказанным. Мартемьянова наказали предупреждением и, судя по картотекам, он его не обжаловал – информацию об этом найти не удалось.