Судья из Республики Саха (Якутия) больше десяти лет назад рассмотрела дело о взыскании алиментов. А напомнила ей о нем заявительница – денег до сих пор получить так и не удалось. Сначала скрывался ответчик, потом помешала небрежность самой судьи. История дошла до Верховного суда республики, а затем и до квалифколлегии, которая не смогла найти ни этого дела, ни решений по другим. Оправдаться судье не удалось.
Весной 2015 года Антонину Астраханцеву, мирового судью Алданского судебного участка № 1 Республики Саха (Якутия), вызвали на квалифколлегию. Председатель Верховного суда Якутии Людмила Горева внесла представление, где указала, что судья с 14-летним стажем грубо нарушала процессуальные нормы, не следила за аппаратом и затягивала рассмотрение дел. Поводом для разбирательства стала жалоба одной из участниц процесса под председательством Астраханцевой.
В 2003 году Астраханцева вынесла приказ о взыскании алиментов, но должник 10 лет был в розыске, а потом объявился и обжаловал постановление. Астраханцева определила приказ отменить, но составила документ с нарушениями – неверно указала дату рождения ребенка, номер приказа и долю причитающихся выплат (1/6 вместо 1/4). В результате дело было направлено на новое рассмотрение, и 14 августа 2014 года мировой судья снова отменила свой приказ одиннадцатилетней давности. Сторонам копии определения были направлены только 15 декабря. Заявительница попросила Верховный суд республики разобраться в происходящем.
На участке начали проверку, и оказалось, что проблемы не только с делом об алиментах – его ревизоры не нашли и пришли к выводу, что оно уничтожено самой Астраханцевой. В шкафах в кабинете судьи обнаружили не сданные в архив дела за 2007–2008 годы, в которых отсутствовали окончательные решения, сведения об оповещении сторон, протоколы заседаний. Аналогичные нарушения были и в более поздних делах (см. "Судья прятала незавершенные дела в шкафу под сапогами"). Кроме того, выяснилось, что в суде в подчинении Астраханцевой работал ее родственник.
24 июня текущего года квалифколлегия Республики Саха досрочно лишила мирового судью полномочий. Астраханцева обжаловала решение в Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ, заседание там состоялось 31 августа 2015 года. В жалобе она утверждала, что проступка не совершала и все нарушения ею устранены. Она указывала, что не уничтожала дела о взыскании алиментов, а, рассматривая его в представлении, ККС превысила свои полномочия. Кроме того, она отмечала, что работа родственника не может быть признана нарушением. И наконец, по мнению заявительницы, существенным обстоятельством в ее пользу было то, что в представлении не был указан вид предложенного главой Верховного суда республики дисциплинарного взыскания, что является нарушением закона.
На заседании особое внимание судьи уделили тому, как Астраханцева исправляла допущенные ошибки.
– По статистическим карточкам все дела были рассмотрены, но документы к делам не подшили, а потом, когда я вышла с больничного и мы начали все проверять, их обнаружили, – поясняла заявительница.
– Почему проверяющие нигде эти документы не нашли? Почему они появились только в 2015 году? – этот вопрос повторялся не единожды, но ответ был один и тот же.
– Я не знаю, где они их искали и отчего не нашли.
В опубликованном решении ДК ВС разъяснила, почему не приняла доводы Астраханцевой. Что касается дела об алиментах, то судьи указали, что ККС законность судебных актов заволокиченного дела не проверяла, а лишь "оценивала материалы данного производства с точки зрения соблюдения мировым судьей требований закона "О статусе судей", что относится к компетенции органа судейского сообщества". В рассматриваемом материале Астраханцева нарушила установленные законом сроки направления сторонам копий судебных постановлений, небрежно составила определение об отмене судебного приказа, не контролировала срок хранения дел и материалов на вверенном ей участке, что привело к фактической утрате документов. Однако то, что дело уничтожила именно Астраханцева, вменять нельзя, отметили судьи, – нет доказательств.
Подтвердились и претензии по другим делам, найденным у судьи в кабинете без протоколов и решений. Например, одно из гражданских дел от 2004 года по иску К. к филиалу "Алданский ЗАО "Промстроймоет" о взыскании задолженности по заработной плате, к 2015 году так и не содержало итогового судебного постановления. "Таким образом, в течение 10 лет и 11 месяцев с момента поступления искового заявления дело не рассмотрено", – констатировала ДК ВС. При этом в материалах дела имеются копии жалоб истца в различные инстанции на длительность рассмотрения иска.
Такие нарушения говорят о пренебрежительном отношении Астраханцевой к соблюдению требований закона и норм судейской этики и их нельзя расценить как ошибки, заключила ДК. "То, что заявительница говорит об устранении недостатков, не влияет на виновность и существенность выявленных нарушений, а следовательно, и на правильность вывода ККС о наличии в действиях Астраханцевой дисциплинарного проступка", – отмечается в решении.
Также ДК отвергла довод заявительницы о том, что в представлении не указано наказание. Глава республиканского ВС была на заседании квалифколлегии и просила Астраханцеву уволить. При таких обстоятельствах ссылка в жалобе, что вид взыскания не конкретизирован, "не может повлечь признание вынесенного квалификационной коллегией судей решения незаконным". Что касается ссылки Астраханцевой на факт трудоустройства ее родственника на вверенном ей судебном участке, то это обстоятельство ККС при вынесении решения не учитывала.
За лишение полномочий проголосовали 14 из 15 членов ККС. Оснований для отмены дисциплинарная коллегия ВС не нашла.