Федеральная налоговая служба включила в список "непрозрачных" стран-офшоров Великобританию и Швейцарию: эти территории подпадут под действие новых норм Налогового кодекса РФ о выплате налога с прибыли так называемых КИКов – контролируемых иностранных компаний. Ожидалось, что этот перечень будет скопирован со списка офшоров, составленного Минфином. Однако он был увеличен втрое, но в него не вошли традиционные территории вроде Кипра и Люксембурга. Эксперты "Право.Ru" объяснили новый "список непрозрачных юрисдикций" и рассказали, какими последствиями это обернется для российского бизнеса.
"Антиофшорный" закон, которым установлена обязанность для российских бизнесменов уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях, был подписан президентом РФ в ноябре 2014 года и вступил в действие с текущего года. Закон дополнил Налоговый кодекс РФ новой главой, предусматривающей создание механизма налогообложения прибыли офшорных компаний. Кроме того, были введены новые понятия "контролируемая иностранная компания" (компания, долей которой владеет российский налоговый резидент) и "контролирующее лицо" (резидент РФ, владеющей долей в компании, не относящейся к российской налоговой юрисдикции). По состоянию на июль 2015 года, было получено 4000 уведомлений от контролирующих лиц и контролируемых компаний.
Под действие нового закона подпадает прибыль, полученная контролируемыми компаниями в 2015 году, налоги с нее будет необходимо заплатить в 2016 году (13 и 20 % соответственно для физических и юридических лиц). Ответственность за сокрытие своих доходов в офшорах наступит в 2017 году. Заплатить налог придется в обязательном порядке, если контролируемая иностранная компания (КИК) работает в стране, не обеспечивающей обмен информацией для целей налогообложения с РФ. В связи с этим ФНС и был составлен "список непрозрачных юрисдикций".
Реакция – удивление
До настоящего времени существовал только список офшоров, составленный Минфином, – в него занесено 42 юрисдикции. В составленном ФНС перечне 119 стран и еще 18 территорий. Кроме традиционных офшоров здесь есть и прозрачные налоговые юрисдикции, например, Австрия, Великобритания и Швейцария, в список попал даже партнер России по БРИКС – Бразилия. При этом прозрачными, по оценке ФНС, остались популярные холдинговые юрисдикции – Кипр, Нидерланды и Люксембург.
"Объем и содержание вынесенного ФНС на общественное обсуждение проекта "списка непрозрачных юрисдикций" вызвали удивление как у российского бизнеса, так и у практикующих юристов в области налогового планирования," – отмечают старший юрист департамента международного налогового планирования юрфирмы "КЛИФФ" Петр Ардашев и его коллега – юрист этого же департамента Александр Зубач. Юристы указывают, что несмотря на то, что с Австрией, Великобританией, Швейцарией и Мальтой у России заключены международные соглашения об избежании двойного налогообложения, предусматривающие в том числе положения об обмене налоговой информацией, эти юрисдикции предварительно включены в список.
Как поясняет адвокат практики налогового консалтинга "ФБК Право" Дмитрий Парамонов, ФНС давно говорила, что ее не устаивает, что ряд стран не соблюдает договоренности об информационном обмене и не отвечает на запросы. "Список отражает реальное состояние информационного сотрудничества России с другими странами, а не просто по соглашениям", – говорит Парамонов. Именно поэтому, по его мнению, в нем нет Кипра, Люксембурга и Нидерландов – "эти страны оперативно реагируют на запросы налоговой службы и обеспечивают ее необходимой информацией".
Ожидаемые риски
"Все ориентировались на список Минфина и не предполагалось, что он будет меняться," – замечает Парамонов. По его словам, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс РФ бизнес разделился надвое: кто-то реструктурировал активы, исходя из списка Минфина, кто-то ничего не предпринимал. Теперь, по мнению адвоката, российский бизнес ждет изменение структур исходя из нового списка. "Список понятен, стало больше ясности. Тот, кто что-то сделал, будет переделывать, тот, кто ничего не предпринимал, начнет рестурктуризацию исходя из новых данных", – предполагает Парамонов.
Юристы "КЛИФФ" обращают внимание, что список ФНС "не является заменой "черного списка", утвержденного приказом Минфина, в который включены юрисдикции, являющиеся классическими безналоговыми оффшорами". Так, для иностранных компаний, зарегистрированных в юрисдикциях из "черного списка" Минфина, недоступно освобождение от налогообложения в рамка режима налогообложения КИК по тому основанию, что они являются активными иностранными холдинговыми или субхолдинговыми компаниями, отмечают Ардашев и Зубач.
При этом оба юриста согласны, что наличие юрисдикции регистрации иностранной компании в новом "списке непрозрачных юрисдикций" ФНС, повлечет невозможность применения для такой компании более доступных для бизнеса освобождений от налогообложения нераспределенной прибыли в рамках режима КИК. Это освобождение актуально, если иностранная компания уплачивает в юрисдикции своей регистрации налоги в размере, соизмеримом с уровнем налогообложения, установленным для российских компаний в соответствии с Налоговым кодексом РФ (так называемое "освобождение по эффективной ставке налогообложения иностранной компании"), подтверждают юристы "КЛИФФ".
Сценарии действий
Тем не менее, указывают Ардашев и Зубач, регистрации иностранной компании в стране из нового списка ФНС России не повлияет на возможность использования иных освобождений, установленных в рамках режима КИК. "В том числе будет возможно применять освобождение для активных иностранных компаний – 80 % и более доходов которых состоит из доходов от активной (прежде всего торговой) деятельности – данное освобождение доступно даже для классических безналоговых оффшоров," – объясняют они.
Более того, стоит отметить, что принятие нового списка никак не отразится на безотзывных трастах и частных фондах, которые при определенных условиях и структуре не признаются КИК и не подпадают под налогообложение нераспределенных доходов, указывают на возможные пути разрешения ситуации юристы "КЛИФФ".
Старший юрист по международному налогообложению Goltsblat BLP LLP Артём Торопов обращает внимание, что традиционные Кипр, Нидерланды и Люксембург, которые под ограничения не подпадают, могут быть использованы в качестве активных холдингов или субхолдингов для держания зарубежных активных компаний. Он также отмечает, что освобождение от налогообложения по правилам КИК, которое будет обосновано именно наличием выручки от активной деятельности, а не высокой эффективной ставкой налога (effective tax rate или ETR), должно поддержать российский бизнес, имеющий реальные операционные дочерние компании за рубежом.
Не окончательный вариант
ФНС отмечает, что список может меняться раз в год: управлению стандартов и международного сотрудничества поручено ежегодно не позднее 1 октября представлять предложения по внесению необходимых изменений и дополнений. С несколькими странами уже ведутся консультации об улучшении процесса обмена информацией, обнадеживают бизнесменов в ведомстве.
Ардашев и Зубач также считают, что на стадии доработки проекта списка страны с серьезным уровнем налогообложения (например, Великобритания) будут из него исключены. Парамонов согласен с коллегами в том, что список будет меняться, исходя из реакции на него и налаживания информационного обмена.