ПРАВО.ru
Сюжеты
31 марта 2017, 16:15

Экономика юридической фирмы: вызовы и возможности

Экономика юридической фирмы: вызовы и возможности

Как эффективно управлять юридической фирмой? Стоит ли внедрять роботов или продолжать трудиться по старинке? Как загрузить юристов, чтобы никто не бездельничал и все успевали выполнять поставленные перед ними задачи? Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции "Экономика юридической фирмы: вызовы и возможности", организованной "Право.ru".

Legal IT

Роботы активно входят в нашу жизнь. Юристы давно усвоили, что некоторые процессы проще и быстрее доверить машинам, чем справляться с ними самостоятельно. Например, первую, простейшую консультацию клиенту часто даёт чат-бот. "Этот инструмент облегчает регистрационные процедуры. Поэтому в ближайшем будущем он будет внедряться активнее", – уверен директор группы по оказанию юридических услуг для технологических проектов Deloitte Артем Толкачев

Следующая, более продвинутая версия чат-бота – искусственный интеллект. Это самообучающийся алгоритм, который может адаптироваться под конкретную ситуацию. Например, составлять юридические документы, давать консультации, анализировать договоры. Искусственные интеллекты уже используются многими юрфирмами. Партнёр PwC Legal в Центральной и Восточной Европе Максим Кандыба рассказал, что искусственный интеллект внедрен в их испанском офисе и в ближайшее время появится в швейцарском. 

"В скором времени вся рутинная работа ляжет на плечи роботов. Это значит, что необходимость в младших юристах может отпасть", – считает Толкачев. С ним согласен Кандыба: "Конечно, специалистов, выполняющих сложные задачи, машины заменить не смогут. Но техническую работу им вполне можно доверить". Взгляды советника Dentons Владислава Архипова ещё более смелые: "Скоро программный код заменит право. А там, кто знает, может, и роботы заменят юристов". Однако с одним аргументом, высказанным старшим юристом АБ "Юг" Сергеем Радченко, поспорить трудно: "У искусственного интеллекта нет и не будет эмоций, поэтому он никогда не сможет выстроить доверительные отношения с клиентом. Это как расписание рейсов: видно, куда можно улететь, но непонятно, куда нужно". Как бы там ни было, все эксперты уверены, что юристам уже сейчас нужно учиться читать код, а в дальнейшем и вовсе придётся стать немного математиками и программистами.

Один из роботов, который правоведы уже смогли оценить по достоинству, – система Casepro. Она позволяет учитывать юридические процессы и вести их. Система включает в себя биллинг, встроенный календарь судебных решений и встреч, аналитику и многое другое. Руководитель проекта Casepro Елизавета Подорожная рассказала об интуитивном дизайне системы и её возможностях. Самая интересная из них – предсказание исхода спора с вероятностью 79%.

Управляющий партнер ЮБ "Аронов и Партнеры" Александр Аронов посетовал на то, что при нынешнем многообразии программ для управления юрфирмой очень сложно порой сделать выбор в пользу того или иного продукта. Для него ключевыми факторами является наличие мобильной версии и взаимосвязи с другими системами. Среди минусов – ручное введение данных, которое занимает огромное количество времени.

Биллинг и финансовая эффективность

Эксперты поговорили и о выставлении счетов. Управляющий партнер ЮК "Парадигма" Климент Русакомский рассказал, что в их компании биллинг используется и для расчета с клиентами, и для других целей – контроля загруженности сотрудников, выплат заработной платы, понимания реальной стоимости каждого сотрудника. "Руководитель должен примерно знать, сколько времени у его подчиненного уйдёт на решение той или иной задачи. Некоторые сотрудники работают долго, но эффективно. Это тоже надо учитывать", – считает Русакомский. В ЮК "Парадигма" в биллинг заносится 8 рабочих часов в день, в связи с чем юристам приходится реально находиться на работе по 9–11 часов (с учётом перерывов на еду, перекуры и прочие отвлеченные дела). При этом из 8 выставленных часов 80% времени должно быть потрачено на коммерческие и социальные проекты, а 20% – на самообразование, развитие компании, работу pro bono, маркетинг и другое. Исходя из этого показателя сотрудник штрафуется или премируется.

В компании Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan разочаровались в практике взимания с клиентов платы за количество отработанных часов. Управляющий партнер их московского офиса Кирилл Паринов рассказал, что они, кроме почасовой ставки, обязательно предлагают альтернативу. "Это может быть гонорар успеха или гибридные ставки. У нас очень гибкий подход. Если мы видим, что кейс выигрышный, и он нам нравится, мы можем взяться за него даже под собственное финансирование", – сообщил Паринов. Он уверен, что будущее за гибридными схемами.

В Taxology тоже отказались от платы за отработанные часы в пользу гонорара успеха. Управляющий партнер фирмы Сергей Семенов объясняет это спецификой их деятельности – они ведут исключительно налоговые споры. "Мы вступаем только в те дела, в которых большая вероятность выигрыша. При этом не просим заплатить аванс", - заявил Семенов. Он пояснил, что такая схема работает только в отношении кейсов с относительно предсказуемым результатом.

"Предоплата существенно снижает клиентскую базу", – согласилась адвокат, управляющий партнер ЮФ ТИЛЛИНГ ПЕТЕРС Оксана Петерс. Она затронула проблему дебиторской задолженности перед юрфирмами. "Чтобы дебиторка не возникала, нужно отслеживать неоплаченные счета и напоминать о них клиентам. Некоторые фирмы продают долги коллекторам, но я считаю эту меру крайней – в этом случае клиента вы потеряете. Кроме того, пострадает репутация юркомпании", – объяснила Петерс.

Наиболее острые вопросы управления 

Юрфирма перестанет работать, если у нее не будет клиентов. Как их найти? Управляющий партнер ЮГ "Яковлев и Партнеры" Андрей Яковлев рассказал о своем опыте – они принимают участие в торгах на оказание юруслуг. "К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что многие конкурсы заточены под конкретных субъектов, которые и становятся победителями", – заявил Яковлев. Признаки таких конкурсов – требование о наличии опыта работы с указанным заказчиком, неисполнимые условия контракта (например, составление ряда документов в течение часа), нефиксированный объём работ, необходимость иметь несколько филиалов в других регионах (если проект касается только одного региона), наличие у юрфирмы сотрудника с определённым образованием. Во всех перечисленных случаях, по мнению Яковлева, есть смысл подавать жалобу на проведение торгов – и тогда они, возможно, будут отменены. Сделать это может любой участник закупки, в том числе потенциальный.

Есть ряд практик, по которым участие в торгах на оказание юруслуг невозможно. Одна из них – уголовная. "У юристов по уголовным делам в основном все клиенты – одноразовые", – заявил управляющий партнёр ЗКС Александр Забейда. Уголовная практика вообще живет по своим законам: "Когда в стране кризис, преступления совершаются чаще. При этом летом их количество ниже, чем в другие сезоны", – сообщил Забейда. 

Рассказывая об управлении фирмой ЗКС, которая специализируется на уголовных делах, Забейда отметил интересную особенность: у них партнеров больше, чем старших юристов и паралигалов. "Если работы много, мы привлекаем аутсорсеров", – добавил Забейда.

Юрфирмам с узкой специализацией есть смысл сотрудничать с другими юридическими компаниями для обмена клиентами, считает партнер QUORUS GmbH Евгений Жилин. Он сообщил, что за границей существуют целые маркетинговые альянсы, члены которых обмениваются контактами лиц, заинтересованных в получении тех или иных юридических услуг. "За это можно получить 10–20% от всего вознаграждения за юруслуги. Но мы обмениваемся клиентами бесплатно. Сегодня я поделюсь клиентом, завтра поделятся со мной", –уверен Жилин.

"Сейчас, в кризисные времена, ключевые клиенты – это сказка: они дают хоть какой-то горизонт планирования. Если раньше планирование прибыли было годовое, то теперь оно делается максимум на квартал", – заявила бизнес-консультант и советник Ирина Никитина. Учитывая текущую ситуацию, она посоветовала управлять прямыми и непрямыми расходами, доходами и прибылью.