Инхаусы чувствуют, что их уважают не меньше, чем их коллег-консалтеров. Однако внутри юрдепартамента до равенства далеко, особенно когда дело касается зарплат. К таким выводам пришли в Американской ассоциации корпоративных юристов, которая подготовила доклад "Глобальные перспективы: Доклад ACC о трендах в инхаусе", опросив 1800 сотрудников юрдепартаментов из 53 стран мира. Какие еще тенденции, охватившие юрдепартаменты компаний по всему миру, выявили исследователи?
Уважения стало больше
В докладе, результаты которого основываются на ответах 180 инхаусов из 53 стран, 58% респондентов-инхаусов согласились, что они пользуются таким же уважением среди коллег, как и юристы-консалтеры. Они не чувствуют никакой разницы в отношении в ситуациях, когда речь заходит об их професссиональных навыках, например, когда коллегам нужна консультация или стратегические рекомендации по работе фирмы, их совет оценят ничуть не меньше, чем их коллег из юрфирм.
В целом результаты исследования демонстрируют: всё больше инхаусов участвуют в стратегическом планировании работы компании и в организации ее деятельности, окончательно избавившись от определения "вспомогательного" звена. Теперь корпоративный юрист не просто предлагает юридическое решение, но и в состоянии вписать его в общий контекст развития бизнеса фирмы.
Тенденцию, которая на Западе начала зарождаться еще в 80-х годах прошлого столетия, сегодня можно охарактеризовть как глобальную – в равной степени в странах Африки, Ближнего Востока, АТР, Латинской Америки и США происходит трансформация юридической функции, и юристы-инхаусы чувствуют себя на одном уровне с юристами-консалтерами, которые традиционно воспринимались как юридическая элита, признают исследователи. Интересно, что показатель "уважения" разнится по регионам. Например, корпоративные юристы Европы, похоже, чувствуют себя намного увереннее, чем их коллеги из других регионов мира: всего чуть больше 10% из них говорят, что не чувствуют к себе такого же уровня уважения, которым пользуются сотрудники юридических фирм.
Более 80% респондентов описывают свои отношения с консалтинговыми компаниями как в целом позитивные, что особенно обращает на себя внимание на фоне других исследований, демонстрирующих существующее непонимание между двумя "лагерями" юристов – консалтингом и инхаусом (см. "Инхаус vs. консалтинг: чего хотят клиенты и не делают юрфирмы").
Нелёгкая женская доля
Несмотря на равенство в отношении инхаус-консалтер, о равных возможностях внутри самих юрдепартаментов говорить не приходится, признали члены Ассоциации корпоративных юристов. Речь, разумеется, о гендерном вопросе, а именно "печальной картине гендерного неравенства в вопросах оплаты труда", с которым, выяснили исследователи, приходится столкнуться занятым в корпоративных юрдепартаментах женщинам-юристам.
Но в докладе "Глобальные перспективы: Доклад ACC о трендах в инхаусе" тем не менее сказано: по результатам исследования более высокий процент женщин, а не мужчин, получают среднюю зарплату. В категории более высоких зарплат ситуация обратная. "Фактически число мужчин, получающих больше $199 000 (в год) существенно выше, чем среди женщин". Мужчины по этому поводу предпочитают не высказываться, отмечают исследователи. Примечательно, что только 8% респондентов мужского пола признают, что проблема действительно существует.
Другая плохая новость для женщин, занимающих должности корпоративных юристов, говорится в исследовании, в том, что больше трети респондентов-женщин столкнулись с трудностями при поиске работы после того, как не работали шесть месяцев и меньше, что обычно неизбежно при рождении ребенка. О сложностях при трудоустройстве после двухлетнего перерыва заявили еще больше – уже 65% женщин-юристов.
Куда уходят деньги
Большие юридические отделы тратят более половины бюджета на судебные разбирательства. В среднем на это уходит 24% бюджета юридического отдела. У 5% фирм этот показатель доходит до 80%. Как правило, чем больше бюджет департамента, тем больше доля этого бюджета расходуется на судебные разбирательства. Те, в чьём распоряжении более $50 млн, тратят на суды более половины этой суммы, притом что у тех, чей бюджет скромнее, это примерно 13% расходов.
Ежегодные изменения в бюджетах юротделов незначительны, однако в этом году роста ожидают меньшее количество респондентов. Больше денег инхаусы планируют тратить внутри фирмы. 43% глав юрдепартаментов планируют увеличить объёмы средств на внутренние нужды, и 37% говорят об увеличении расходов на внешних консультантов.
Образование и мобильность
Инхаусы всё больше внимания уделаяют образованию, отмечают авторы исследования. Сотрудники юрдепартаментов мобильны, готовы рассматривать новые позиции и приобретать новые умения и навыки, причём чаще не имеющие непосредственного отношения к юридической работе. Например, наиболее востребованы курсы менеджмента или управления финансами.
Компании, как правило, только поддерживают стремление сотрудников к расширению компетенции. Каждый третий респондент отметил, что их юридический департамент направляет ресурсы на обязательные тренинги для персонала. При этом четверть уделяет внимание другому вопросу, актуальному для бизнеса, – безопасности данных. 16% опрошенных заявляют, что организуют непосредственное взаимодействие между сотрудниками юрдепартамента и теми, кто отвечает за вопросы безопасности данных в компании.
Юрдепартамент – не только для юристов
Число задач, стоящих перед юрдепартаментом, расширяется. В результате делегирование полномочий среди сотрудников инхауса стало встречаться всё чаще. Перекладывают часть работы и на неюристов – исходя из сложности и степени риска. 43% респондентов отметили, что в их команде есть минимум один специалист по "юридическим операциям".
Специалисты из Ассоциации корпюристов, правда, уже не в рамках исследования, выделили пять основных трендов в инхаусе, которые наметились уже сегодня и продолжат усиливаться в ближайшие годы.
Тренд 1: автоматизация
Вряд ли в ближайшее время роботы захватят рабочие места юристов и начнут давать консультации. Однако это не означает, что искусственный интеллект, машинное обучение и различные другие методы автоматизации не будут влиять на работу юрдепартамента. ИИ и тенденции автоматизации все чаще применяются при изучении контрактов, управлении знаниями, комплаенс – процедурах и других рутинных практиках. А значит, у юристов будет больше времени на полноценное бизнес-партнерство. Чтобы поддержать изменение, нужно изменить и юробразование – ввести больше анализа конкретных кейсов и посвятить больше времени выработке лидерских качеств, считают в ACC.
Тренд 2: Рост числа специалистов по юридическим операциям
Юридические и деловые технологии требуют планирования, внедрения и обслуживания. Более того, юротделам все чаще приходится тщательнее планировать бюджеты, привлекать и вдохновлять персонал, сотрудничать с другими специалистами, анализировать данные и многое другое, что раньше было им несвойственно. Это приводит к росту числа специалистов в области многопрофильных юридических операций, многие из которых подчиняются непосредственно главе департамента, занимают должности старшего уровня и имеют большое влияние в фирме.
Прошли те времена, когда студенты едут в юридическую школу, потому что у них было плохо с математикой: будущим студентам-юристам нужно будет полюбить математику и технологии. Право – больше не прибежище для людей, которые хотят читать и писать весь день. Конечно, чтения и письма будет много, но будут еще и составление бюджета, и анализ данных. Чтобы обеспечить необходимый уровень квалификации специалистов, компаниям придется значительно увеличить число тренингов в смежных областях знания, говорят представители американских инхаусов.
Тренд 3: инхаусы на волне
Наступает золотая эра инхаусов, и юрдепартаменты в ближайшие десятилетия будут тем, что юридические фирмы были в 80-х и 90-х годах. Крупные юридические отделы нанимают младших юристов, проводят стажировки и даже обучают студентов работе на дому – делают то, чем раньше занимались исключительно в консалтинге, замечают в ACC. Наконец, юридические отделы становятся намного более продвинутыми потребителями юридических услуг. Они создают свои собственные центры обработки данных, лучше понимают механизмы оплаты и найма консультантов и разбираются в вопросах аутсорсинга. Они понимают, когда нужно нанять крупного поставщика, а когда небольшую компанию, зарубежную или местную фирму, или, возможно, использовать технологическое решение.
Тренд 4: директора юрдепартаментов и юристы становятся кандидатами на должность главы компании
С увеличением роли юридического отдела это естественно. Управлять командами и бизнес-процессами для инхауса не редкость, разбираться приходится и в кибербезопасности, и в развитии бизнеса. Заниматься приходится не только минимизацией рисков. С учетом разброса фунционала юрдепартамент становится хорошим местом для подготовки главы компании.
Тренд 5: Инхаусы – кандидаты в совет директоров
По мере того, как юристы выходят на руководящие должности в фирмах, они все чаще становятся членами совета директоров компаний. Что все это значит для сегодняшних молодых юристов и будущих юристов завтра? В АСС знают ответ.
Во-первых, не стоит замыкаться на традиционном развитии карьеры.
Во-вторых, стоит развивать бизнес-навыки, чтобы добиться успеха во всех областях корпоративного мира, а не только в юриспруденции, например, молодым юристам полезно подружиться с анализом финансовой отчетности.
В-третьих, молодые юристы должны общаться с бизнес-профессионалами, членами правления и руководителями C-suite. Умение взаимодействовать на этом уровне – отдельный ценный навык.
В то время как юридические школы и традиционный юридический нетворкинг дает множество возможностей для общения с другими юристами, чтобы получить желаемую должность, надо общаться и за рамками правовой сферы. Это потребует знания, как общаться со всеми стейкхолдерами бизнеса, считают американские инхаусы.