ПРАВО.ru
Сюжеты
11 октября 2017, 19:20

Юристы, которые не боятся: FT составила список лидеров инноваций на юррынке

Юристы, которые не боятся: FT составила список лидеров инноваций на юррынке
Фото с сайта intertat.ru

Financial Times выпустила очередной ежегодный доклад об инновациях в юридической деятельности, в котором оценила самые продвинутые в сфере технологий юрфирмы и команды инхаус-юристов. Помимо топ-50 юрфирм, которые наиболее успешно и активно внедряют в свою деятельность новые технологии, издание отметило тенденцию, характерную для сегодняшнего юррынка в целом. Юрфирмы всё больше работают по бизнес-моделям, ставя во главу угла интересы клиента, и не боятся неудач, заметили в FT. Список лидеров в инновациях и перевод материала приводит "Право.ru".

«Побыстрее терпите неудачу и двигайтесь дальше». На первый взгляд, частота появления этой фразы в докладе Innovative lawyers 2017, выпущенном FT в этом году, огорчает. Однако повсеместное распространение идеи, что тот, кто учится на ошибках, в итоге и придет к успеху, это признак того, что европейские юрфирмы действительно начинают вести себя как бизнес-компании.

С мыслью о том, что неудачу можно воспринимать позитивно, юристам ужиться нелегко. Ошибочная интерпретация закона, например, это непрофессионализм, а не повод для похвалы. Но юридические фирмы вынуждены экспериментировать с новыми технологиями, процессами и бизнес-моделями, чтобы дать клиентам то, чего они хотят. А эксперименты неизбежно предполагают и неудачи.

Идея быстрого перехода через "провальную" стадию развития и дальнейшего движения вперед пришла из так называемого дизайнерского мышления. В этой модели мышления идею надо быстро превратить в прототип, проверить его на потенциальных клиентах и внести правки до запуска нового продукта или услуги. Принципы "дизайнерского мышления", которое фокусируется на конечном пользователе, применимы и ко многим юридическим фирмам, бизнес которых клиентоориентированный.

Кроме того, юридические фирмы признали: подбросить новую идею и мысль о том, как применить ее на практике, могут их собственные сотрудники или даже сами клиенты. Компания Linklaters в Великобритании собрала всех своих сотрудников – около 5000 человек, а также 130 клиентов и сеть выпускников, чтобы набросать идей для будущего фирмы. Испанская юридическая фирма Cuatrecasas использовала свое внутреннее «сообщество», чтобы проверить, насколько реализуем ее стратегический план.

Фирмы признают, что они должны «демократизировать» инновации и позволить участвовать в процессе каждому сотруднику. Для начала это подразумевает, что идеи каждого имеют ценность. Такое признание – значительный культурный сдвиг для юридических фирм, в которых традиционно очень много значит статус сотрудника и персонал дифференцируется по старшинству в компании и тому, зарабатывает ли сотрудник для компании или потребляет бюджет.

Allen & Overy, компания-лидер в списке FT этого года, внедрила такой подход. Его инициатива под названием i2 предназначена для того, чтобы предоставить сотрудникам возможность более продуктивно использовать технологии в своей повседневной жизни. В группу i2 входят разработчики программного обеспечения и аналитики технологий, которые помогают персоналу разрабатывать собственные идеи и представлять их группе, которая решает, должна ли фирма принять это предложение. Идеи принимаются от всех сотрудников, и весь процесс позволяет постоянно совершенствовать работу компании.

Фирма также внедряет инновации на институциональном уровне. Так, она объединила усилия с Deloitte, одной из компаний "большой четверки" и потенциальном сопернике на юридическом рынке, чтобы разработать программное обеспечение, основанное на технологиях машинного обучения, чтобы проводить due diligence крупных транзакций. Продуктом компании владеют совместно. Подобные альянсы встретишь нечасто. 

quotЮридические фирмы с разумным подходом к ведению бизнеса, безусловно, будут представлять собой бизнес данных. Независимо от того, означает ли это, что они также будут заниматься программным обеспечением, а это большой вопрос,

– говорит Джонатан Брайн, партнер и руководитель инноваций в Allen & Overy.

Действительно, все больше компаний обращаются к консультированию в дополнение к юридической работе, притом что все это может и не предполагать работы юриста в ее традиционном понимании. Так, Hogan Lovells начала консультировать бизнес по вопросам кибербезопасности и рисков в этой сфере.

Необходимость поиска новых идей побуждает компании взаимодействовать с юридическими технологическими стартапами – речь может идти о том, что компании нужны "подопытные кролики", чтобы испытать продукты, или о вливании дополнительных средств. В лаборатории компании Mishcon de Reya была запущена программа по внедрению в фирму юридических стартапов. Slaughter and May также начинает оказывать поддержку молодым технологическим компаниям. Сравните это с 2006 годом, когда FT опубликовала свой первый отчет об инновационных юристах: тогда технологичность Slaughter ограничивалась выдачей всем партнерам BlackBerry.

Однако на фоне разговоров об искусственном интеллекте и машинном обучении компаниям еще есть куда расти, до того как в рейтингах вместо них окажутся роботы-юристы. На деле пока в списке инноваций – минимум примеров юридической экспертизы, так или иначе связанной с использованием машинного обучения.

Вместо этого существенные продвижения заключаются скорее в том, как фирмы используют уже имеющиеся у них технологии. Идет ли речь о лучшем управлении проектами или применении новейшего программного обеспечения для визуализации данных – целью является выгода для сотрудников и клиентов.

 

Перевела Ирина Кондратьева