Совет Федерации вновь продемонстрировал сегодня, что парламент в России – не место для дискуссий. Несколько сенаторов пытались получить от инициаторов законопроекта о введении торговых сборов ответы на свои вопросы и цифры, на основании которых проводится реформа. Но не обрели ни одного, ни другого, зато услышали нотацию от спикера палаты, суть которой заключалась в том, что лезть не в свои дела не надо. Бизнесу придется верить власти на слово, что нагрузка на добросовестных налогоплательщиков не возрастет.
В мае 2014-го глава думского комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров и группа депутатов предложили внести пару незначительных изменений в Налоговый кодекс. Во-первых, они сочли нужным распространить действие нулевой ставки НДС в отношении транзитных авиаперевозок грузов на случаи вынужденных посадок на территории России. Во-вторых, не облагать налогом на доходы физлиц все единовременные выплаты, а не только одну в течение одного налогового периода. Такой маневр, по мнению Макарова и его коллег, должен освободить от уплаты НДФЛ получателей материальной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.
Однако ко второму чтению, как в последнее время нередко бывает, в законопроект начали вноситься далекие от первоначальных его идей изменения. И теперь он затрагивает интересы всех россиян. Благодаря Макарову поменяются правила взимания налога при продаже недвижимости. Сейчас его не платят, если она была в собственности человека три года, а после 1 января 2016 года этот порог увеличивается до пяти лет (новое правило будет распространяться на сделки, совершенные с этого момента). Регионам, правда, инициаторы законопроекта предлагают дать право обнулять налог. А "правило трех лет" будет действовать только в отношении недвижимости, полученной по наследству или в порядке приватизации, ренты, а также по договору дарения от члена семьи.
Будет записан в НК и рецепт борьбы с массовым занижением цены квартир при продаже. Сейчас в договорах часто указывается сумма до 1 млн руб., даже если недвижимость стоит дороже, так как сделки до этой суммы налогом не облагаются. Теперь заплатить налог все равно придется, если цена по кадастру, умноженная на коэффициент 0,7, больше. При этом регионы опять же будут вправе уменьшить этот коэффициент.
Еще одна новелла, которую тоже впихнули в законопроект Макарова перед вторым чтением в Госдуме, касалась торговых сборов. Это вызвало негодование оппозиции в Государственной думе (подробнее>>). Ее представители говорили, что таким образом меняется концепция законопроекта, а это запрещено. Но оппозиционеров не послушали, и теперь торговым предприятиям с 1 июля 2015 года в некоторых регионах надо будет платить в местный бюджет в зависимости от площади, которую они занимают.
Его размер привязан к суммам, которые выплачиваются при патентном налогообложении. Площадь до 50 кв. м облагается по стоимости патента, а каждый следующий "квадрат" по ставке не более 50 % от цены метра по патенту. Для розничных рынков сбор не будет превышать 550 руб. на 1 кв. м за квартал. Муниципалитеты смогут уменьшать ставку, а также дифференцировать ее в зависимости от вида торговли и территории. При этом торговое предприятие сможет уменьшать на сумму сбора свои платежи по налогу на прибыль.
В Совете Федерации, который сегодня обсуждал законопроект Макарова, сенатор Евгений Бушмин говорил, что речь не идет о дополнительной нагрузке на предпринимателей, которые добросовестно выплачивают налоги. "Фактически этот сбор не платится, если у вас сумма налога на прибыль выше, чем этот торговый сбор", – объяснял норму Бушмин. По его словам, "введение данного сбора позволит пресечь уклонение от уплаты налогов, в том числе путем сокрытия прибыли". Его поддерживал и замминистра финансов Юрий Зубарев. Из его выступления следовало, что этот сбор не повлияет на добросовестных налогоплательщиков, а вынудит уклоняющихся от уплаты налогов делать взнос в казну "от метра".
По словам Бушмина, эта новелла в законопроекте – "самая интересная". Другие сенаторов, судя по их выступлениям, волновали не сильно. А вот торговый сбор вызвал такое давно невиданное явление, как дискуссия.
Сомневающиеся в первую очередь ссылались на то, что в законе нет дифференциации для прибыльных и убыточных предприятий. Сенатор Николай Власенко ссылался на Росстат, по данным которого на середину этого года в стране было 37 % убыточных предприятий, из них в торговле 26 %. "И мы начинаем этот сектор гнобить дополнительным сбором, [который] взимается [вне зависимости от того], есть прибыль или нет, – говорил он. – Вы говорите, что не повысится нагрузка, вы заблуждаетесь! Есть расчеты от малого бизнеса: на средний магазин в 137 кв. м налог в связи с этим сбором вырастет в 2,2 раза". Власенко вторил Сергей Лисовский. "У нас закроются маленькие торговые точки, и мы получим дополнительную социальную нагрузку на региональные бюджеты. Что делать с этими людьми, которые останутся без работы?" – спрашивал он. По его оценкам, поступления в бюджеты, благодаря новации, будут минимальными либо, наоборот, муниципальная казна будет нести потери, так как закроются малые предприятия.
Власенко поинтересовался у замминистра финансов, столько платит торговля налогов в региональный бюджет Москвы и в целом по стране. Но ответа не получил. "Опубличивать сейчас эту цифру я не буду. Она действительно смешная. Невозможно сказать точно, поскольку торговые центры начинают применять различные режимы для налогообложения", – ответил ему Зубарев. Не получил ответа на вопрос и сенатор Олег Казаковцев, интересовавшийся, сколько планируется собрать в бюджеты благодаря новациям. "Эта сумма бюджета Москвы. К сожалению, не располагаю информацией", – отозвался Зубарев.
Ему не верили. "Ну как нельзя посчитать, сколько тот или иной сектор приносит налогов? У нас даже теневой сектор досчитывается Росстатом! На незнании текущей налоговой ситуации мы принимаем налоговую новацию с непрогнозируемым будущим!" – негодовал чуть позже Власенко. Он также категорически не согласился с Бушминым, который утверждал, что перед принятием закона было "активное и непростое его обсуждение среди предпринимателей, экспертного сообщества и широкой общественности".
– Я вам официально заявляю: никакого широкого обсуждения этого законопроекта не было, он принимался в спешке. Все общественные организации – "Деловая Россия, Торгово-промышленная палата, РСПП, "Опора России" – против из-за того, что как раз не было обсуждения", – заявил Власенко.
Сенатор Лисовский предлагал закон отклонить и повторно обсудить спорные новеллы для бизнеса. Но с ним не соглашался член СФ Владимир Петров, утверждавший, что многие претензии бизнеса были сняты, да и закон вводится лишь в Москве, а не по всей стране. А затем вмешалась спикер СФ Валентина Матвиенко и восстановила действие правила нынешних российских законотворцев, согласно которому парламент не место для дискуссий.
Она говорила, что вокруг этого закона нагнетается избыточный ажиотаж, идет его демонизация. Она считает, что это происходит, в частности, потому что "не все внимательно прочитали закон". "[Он] принимается только для Москвы. Москва – это особый город, особые условия. Вы понимаете, что Правительство Москвы не враг себе, чтобы ухудшить инвестиционную привлекательность, деловой климат. Они осознанно идут на этот закон, потому что действительно в таком мегаполисе надо иметь рычаги для наведения порядка", – заключила она. Правда, судя по этим словам, спикер Совфеда сама невнимательно читала документ, так как торговые сборы можно будет вводить и в Санкт-Петербурге с Севастополем. Только позже она поправилась и добавила, что власти этих городов будут "все взвешивать и думать, не ухудшит ли это деловой климат, не уменьшит ли доходы бюджета".
Против мнения спикера пошли только три сенатора, восемь воздержались от голосования, а 135 поддержали закон. Теперь он отправился на подпись президенту.
С текстом документа "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций)" можно ознакомиться здесь.