Россия отстояла в Апелляционном суде Гааги эксклюзивное право на использование водочных брендов "Столичная" и "Московская". Судебная тяжба между российскими властями и голландской компанией Spirits, принадлежащей российскому олигарху Юрию Шефлеру, продолжалась более 10 лет, сообщается в пресс-релизе юрфирмы Hoyng Monegier, представлявшей интересы Российской Федерации.
Компания Spirits начиная с конца 1990-х годов выдавала производителям водки по всему миру лицензии на использование брендов "Московская" и "Столичная" – одних из самых сильных ассоциируемых с Россией экспортных брендов, входящих в пятерку лидеров продаж на алкогольных рынках США и ЕС. Ориентировочный ежегодный оборот от их продажи составляет $600-700 млн, отмечает в комментарии "Российской газете" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. Однако Апелляционный суд постановил, что компания владела брендами незаконно.
Шефлер настаивал на том, что приобрел права на знаменитые водочные марки вполне легальным путем – в результате приватизации государственного предприятия "Союзплодоимпорт" в 90-х годах. Российские власти так не считали, из-за чего и обратились в суд Нидерландов с требованием о возвращении права на бренды. Предположительно, речь идет также о выплате компенсации за длительное незаконное использование брендов, однако официальных сообщений по этому поводу нет.
В споре о водочных брендах голландский суд сразу принял решение в пользу России. Spirits подала на апелляцию, однако нынешним постановлением апелляционный суд поддержал предыдущее решение и подтвердил, что приватизация "Союзплодоимпорта" не была проведена должным образом. По мнению судей, переход активов к частным владельцам проходил в последовавший за распадом СССР "хаотичный" период, и многие советские госактивы распродавались незаконно. Кроме того, цена за продажу известных брендов была значительно ниже их реальной стоимости. Как полагает суд, Шефлер знал обо всех перечисленных обстоятельствах, поэтому приобретение им прав на авторитетные водочные бренды нельзя считать добросовестным.
Таким образом, по решению суда все права на торговые марки остались у России. Компании Spirits же запретили продавать водку под брендами "Столичная" и "Московская". Кроме того, производители лишились права использовать надписи "Русская водка" и "Сделано в России". Подобные обозначения, счел суд, вводят потребителей в заблуждение по поводу реального происхождения товара, поскольку Spirits производит алкоголь за пределами Российской Федерации — основная часть водки под известными брендами разливается в Риге.
Фирма Шефлера может продолжить добиваться пересмотра решения в Верховном суде Нидерландов, однако шансов на успех мало, отмечают в Hoyng Monegier.