Конституционный суд РФ признал несоответствующими Конституции РФ нормы, допускающие возможность без проведения аукциона заключать соглашения с охотничьими хозяйствами на срок, превышающий срок действия их лицензий, сообщает пресс-служба суда.
Как ранее сообщалось, поводом для проверки конституционности ряда норм ч. 3 ст. 71 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" стал запрос Верховного суда РФ.
Согласно заявлению ВС, ООО "Фарт" пользовалось объектами животного мира на участке площадью около 220 000 гектаров в Республике Хакасия по долгосрочной лицензии с 19 сентября 2008 года по 19 сентября 2018 года. В 2011 году ООО "Фарт" обратилось в Госкомитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Хакасии с заявлением о переоформлении без проведения аукциона долгосрочной лицензии на охотхозяйственное соглашение сроком на 33 года. Соответствующий документ с правом аренды лесных участков и правом на добычу охотничьих ресурсов был оформлен. Прокурор Хакасии посчитал, что заключенное соглашение в части его сроков противоречит принципам правового регулирования в области охоты, включая антимонопольные запреты, и через суд добился признания его недействительным. Госкомитет по охране объектов животного мира и окружающей среды республики обратился в Верховный суд РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ приостановила производство по делу и решила обратиться в КС.
По мнению Верховного суда, спорные положения предоставляют ничем не обусловленные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и создают дискриминационные условия доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующие субъекты, не имеющие долгосрочных лицензий, ставятся в менее выгодное положение по сравнению с владельцами лицензий.
Конституционный суд указал, что законодательное регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов должно обеспечивать баланс интересов субъектов указанной деятельности, связанной с воздействием на животный мир и другие природные ресурсы, и интересов человека и общества в целом. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допущенных к долгосрочному пользованию животным миром, существует возможность выбора: либо продолжать осуществление своей деятельности в соответствии с ранее полученной лицензией, либо заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. Этот льготный порядок получения права на природопользование направлен на стимулирование заинтересованности охотпользователей в воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов.
Вместе с тем, отмечает КС, вопрос о сроках, на которые может быть рассчитано действие охотхозяйственного соглашения, заключенного без проведения аукциона, в законе не разрешен. Таким образом, "нарушен общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы". В результате в юридической практике, в том числе судебной, сложились взаимоисключающие подходы к интерпретации оспариваемого законоположения. Это, по мнению КС, позволяет признать данную часть нормы не соответствующей Конституции РФ.
Законодателю предписано принять меры по устранению неопределенности ч. 3 ст. 71 закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".