Вызвавший противоречивые отклики законопроект об ограничении воздействия решений ЕСПЧ на правовую систему России рекомендован Госдуме к рассмотрению в первом чтении 1 июля. Такое решение приняли сегодня члены Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.
Глава комитета Владимир Плигин отметил, что к заседанию Госдумы будут сформулированы сроки внесения поправок к данному законопроекту. Дату, когда законопроект будет рассмотрен во втором чтении, депутат назвать затруднился.
Член комитета от фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов голосовал против рекомендации Госдуме рассмотреть законопроект в первом чтении, однако обосновывать свою позицию не стал, отметив, что сделает это позже.
После заседания Плигин заявил журналистам, что проблемы, поднятые законопроектами и. о председателя совета Федерации Александра Торшина, несомненно имеют место быть. Он подчеркнул, что Россия продолжит соблюдать свои обязательства. "Если говорить о соотношении тех позиций, которые существуют в рамках внутреннего и международного законодательства, то, понимая значимость этого вопроса, хотелось бы подчеркнуть, что Конституция РФ имеет доминирующее значение, и ни одно международное обязательство само по себе не может противоречить собственно Конституции РФ", — сказал Плигин, подчеркнув, что, с его точки зрения, "какого-либо рода существенного уменьшения возможностей для граждан обращаться в международные инстанции не происходит".
В свою очередь советник депутата Госдумы Сергея Миронова Сергей Попов, которому не дали слово на заседании комитета, поскольку он уже не является советников члена Совета Федерации, позже журналистам напомнил, что в Конституции РФ содержится норма, которая запрещает создавать законы, которые ухудшают права граждан. "В данном случае есть явное сокращение прав граждан на обращение", — сказал он.
Напомним, что исполняющий обязанности спикера Совета Федерации Александр Торшин внес в Госдуму два взаимосвязанных законопроекта № 564346-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и № 564315-5 "О внесении изменений в статью 415 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". С текстами документов можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь соответственно.
Второй законопроект дополняет статью 415 УПК "Возбуждение производства" и статью 312 АПК "Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" пунктами о том, что установленное Страсбургским судом нарушение прав человека в результате применения какого-либо закона не может служить основанием для пересмотра приговора, если этот закон признан соответствующим Конституции.
В случаях, когда Европейский суд принимает решение о нарушении прав человека в результате применения закона, изначально не соответствующего международным обязательствам России, Торшин предлагает судам обращаться в Конституционный суд РФ. В целом, согласно инициируемым изменениям в отдельные законодательные акты РФ, международные договоры фактически признаются неприоритетными для Конституции России.
Источники "Ведомостей" в Кремле давали понять, что инициатива Торшина основана на раздражении в администрации президента по поводу постоянной критики со стороны Европейского суда и его решениями. По словам одного из чиновников Кремля, действия и.о. спикера Совета Федерации были предприняты после "политического решения". "Последней каплей", по словам источника, стало решение ЕСПЧ по Республиканской партии Владимира Рыжкова (ЕСПЧ постановил, что при отказе в ее регистрации Россия нарушила право на свободу собраний и объединений и теперь политик может требовать восстановления в правах). Это решение возмутило Дмитрия Медведева, говорит другой чиновник Кремля.
ЕСПЧ, со своей стороны, обеспокоено продвижением инициативы Торшина. "Ведомости" приводили слова судьи от России Анатолия Ковлера, который сказал, что участие в международных конвенциях — это не бакалейная лавка, где на весах можно отмерять долю исполнения или неисполнения международных обязательств.