Пенсионер УФСКН РФ по Белгородской области Олег Линник проиграл судебную тяжбу с Правительством РФ из-за предельной стоимости квадратного метра, по которой органы исполнительной власти имеют право покупать для своих очередников жилье. В суд он обратился из-за того, что не нашлось продавца, согласившегося продать ему квартиру по установленной государством цене. Однако правительству удалось, по-видимому, убедить судей, что дело касается "маленького сегмента", а в целом существует "положительная практика".
Непреодолимым препятствием для пенсионера Управления ФСКН РФ по Белгородской области Олега Линника, который четвертый год не может дождаться получения социального жилья, стало постановление Правительства РФ № 460 "О предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд". В нем установлено, что органы исполнительной власти в 2011 году могли приобретать жилье по цене, не превышающей 30000 руб. за один квадратный метр.
Однако по таким ценам приобрести квартиру для Линника в прошлом году не удалось — при проведении аукциона не поступило ни одной заявки. После этого он обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать недействующей норму постановления Правительства РФ № 460 о предельной стоимости квадратного метра. Но 29 ноября прошлого года при рассмотрении дела в первой инстанции суд отказал ему в удовлетворении заявления.
После этого Олег Линник направил в ВС РФ кассационную жалобу, в которой просил отменить решение первой инстанции и принять новое, не передавая дело на новое рассмотрение. На заседание в ВС РФ он не пришел, и доводы его жалобы излагал судья-докладчик. Линник считает, что оспариваемое им постановление правительства противоречит нормам жилищного законодательства и п.123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, согласно которому органы госнаркоконтроля предоставляют жилые помещения уволенным со службы с правом на получение пенсии.
Пенсионер считает, что, приняв это постановление, Правительство РФ отказалось от проведения единой государственной социальной политики. "Так, судебные, законодательные и местные органы госвласти, а также органы прокуратуры вправе приобретать жилье для своих очередников исходя из реальных рыночных цен. И только очередники в исполнительных органах власти поставлены в особые условия, когда они либо вообще не получат жилья, либо получат его не по месту жительства, а в отдаленных от крупных городов населенных пунктах, либо же будут вынуждены идти на сговор с продавцами жилья и доплачивать им разницу между реальной рыночной ценой и предельной стоимостью, установленной постановлением Правительства РФ", — пишет он в своей кассационной жалобе. При этом по его словам, получение по договору социального найма жилья, купленного ФСКН – это единственный способ реализации конституционного права на жилище для пенсионеров ФСКН России. "Однако постановление №460 лишило их последней возможности", — утверждает Линник.
Впрочем, с такими доводами категорически не согласился присутствовавший на заседании ВС РФ представитель правительства.
- Принимая постановление №460, правительство не выходило за свои рамки полномочий, и эти нормы не нарушают прав заявителя и остальных граждан. Правительство было вправе установить тот лимит, выше которого субъекты не имеют права покупать или строить жилье с целью дальнейшего приобретения государством, — сказал он, отметив, что предельная цена была рассчитана по методике Минрегиона, у которого есть полномочия принимать среднерыночную стоимость жилья по субъектам РФ и России в целом.
При этом он подчеркнул, что 30000 руб. — цена вполне обоснованная, установлена с учетом той информации, которая предоставлена Росстатом, необходимых коэффициентов, влияющих на себестоимость жилья.
- Эта та реальная цена, за которую сегодня можно построить многоквартирный дом, и при этом еще строитель остался в некотором достатке. Реальная рыночная цена, которая существует на рынке — это, как правило, результат каких-то спекулятивных действий продавцов, — сказал он, упомянув, тем не менее, что в пяти регионах страны по представлению Минрегиона предельная цена была увеличена: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а также в Хабаровском крае.
- Может ли очередник как-то инвестировать? — судьи продемонстрировали желание разобраться в проблеме.
- Механизм приобретения для жилья для госслужащих, не связанных с какими-то госпрограммами, например, "Жилище", не предполагают каких-либо доплат со стороны сотрудника. То есть государство полностью должно предоставить.
- А как реально исполнить? — продолжали задавать вопросы судьи.
- [Жилье для этих целей] либо строится, либо покупается. В случае нашего заявителя пошли по более простому пути и решили купить на аукционе. Несомненно есть возможности реализации…
- Но аукцион не состоялся, — напомнили судьи.
- Просто в заявлении Линника указывается один очень маленький сегмент. На самом деле положительная практика существует, она распространена. Это говорит о том, что механизм жизнеспособен. Ситуация в целом иная, — настаивал представитель правительства.
И, по-видимому, ему удалось убедить судей, что дело касается "маленького сегмента", а в целом существует "положительная практика". Когда коллегия ВС вернулись в зал после непродолжительного совещания, было оглашено решение, что кассационная жалоба Линника отклонена.