Верховный суд РФ повторно направил в Госдуму отзыв на правительственный законопроект о банкротстве физлиц. На этот раз в высшей судебной инстанции не стали выбирать выражения и прямо написали — "законопроект не поддерживается". Два месяца назад ВС сдержанно изложил свои претензии к документу, но парламентарии их не поняли.
Судя по тому, как развиваются события, прохождение через парламент законопроекта о банкротстве физлиц окажется не менее сложным, чем его согласование на уровне ведомств. Несмотря на то, что документ разрабатывался на протяжении 8 лет, результат сложно назвать компромиссным. Уже на этапе обсуждения в комитетах Госдумы были высказаны замечания к проекту, правда, с оговоркой, что недостатки можно устранить ко второму чтению. В частности, думский комитет по финансовому рынку остался недоволен формулировками, используемыми в тексте проекта, а именно — что скрывается за понятием "постоянный доход" гражданина-должника. А в сентябре незадолго до запланированного обсуждения законопроекта в первом чтении полпред президента РФ в Госдуме Гарри Минх настоял на переносе принятия документа на более поздний срок.
За прошедшее время ВС РФ передал в Госдуму дополнение к собственному заключению на законопроект, направленному 3 августа. В новом письме за подписью зампредседателя ВС Василия Нечаева говорится об отказе высшей судебной инстанции поддержать проект закона. Вопросы о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, пишет Нечаев, должны рассматривать суды общей юрисдикции, а не арбитражные, как предлагается законопроектом. По мнению ВС, предложенная процедура банкротства не может применяться в отношении граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, для них необходимо разработать самостоятельный закон, регламентирующий реабилитационные процедуры.
В высшей судебной инстанции обосновывают свою позицию тем, что "гражданин-должник, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных правоотношениях с целью личного потребления (приобретения) товаров, услуг, не предназначенных для предпринимательской деятельности". "В силу [этого он] субъектом экономической деятельности не является", — пишет Нечаев. По его словам, заключаемые с участием такого гражданина договоры носят гражданско-правовой, а не экономический характер, что исключает возможность рассмотрения требований по ним в арбитражных судах.
Ранее ВС уже направлял письмо парламентариям, в котором подробно объяснял, кто является субъектом предпринимательской деятельности — коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели. "Применение процедуры банкротства, установленной в законе ["О несостоятельности (банкротстве)"], возможно лишь в отношении указанных субъектов", — говорится в заключении ВС на законопроект от 3 августа 2012 года.
Тем не менее, согласно заключению профильного думского комитета по вопросам собственности, он рекомендует депутатам принять проект закона в первом чтении. Рассмотрение документа запланировано на 13 ноября 2012 года.
*****
Согласно разработанному законопроекту, граждане смогут обращаться в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве по собственной инициативе, если удовлетворение требований одного кредитора приводит к невозможности исполнения обязанностей по уплате других денежных обязательств. Гражданин также сможет подать в арбитражный суд заявление должника, если он предвидит собственное банкротство. Этим же правом обращения в суд будут обладать и конкурсные кредиторы, однако их финансовые требования к должнику должны быть не менее 50000 руб., а просрочка по платежам — не менее трех месяцев.
Суд вправе вводить на срок до пяти лет реструктуризацию долгов лица, которое обладает постоянным доходом, не имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления в сфере экономики. С момента утверждения реструктуризации прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина. Однако, если за это время долги не будут погашены, то суд признает гражданина банкротом. Аналогичное решение может быть вынесено и раньше — если план реструктуризации не был представлен или не утвержден судом. После этого начинается процедура по реализации имущества должника.
С текстом законопроекта № 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" можно ознакомиться здесь.