ПРАВО.ru
Новости
19 июля 2013, 1:51

КС РФ потребовал конкретизировать запрет на работу с детьми для бывших зэков

КС РФ потребовал конкретизировать запрет на работу с детьми для бывших зэков

Конституционный суд огласил постановление по делу о проверке п 13 ч 1 ст 83, ч 2 ст 331 и ст 351.1 Трудового кодекса. Предпосылкой для его рассмотрения стали изменения в законодательство в 2010-2012 годах, когда судимым людям ограничили доступ к преподаванию и другой деятельности с участием несовершеннолетних. Кроме того, работать в этой сфере запрещалось и фигурантам по делам, которые впоследствии были прекращены.

У тех, кто обжаловал эти нормы в КС РФ, судимость была снята, а некоторые были освобождены от ответственности по не реабилитирующим основаниям (деятельное раскаяние, амнистия, примирение сторон). Тем не менее после вступления поправок в силу все эти люди были уволены. Суды, куда они обращались, подтвердили законность таких действий работодателей. Внимание к проблеме решили привлечь педагоги Мурманской области, в пределах которой находится достаточно много колоний. Обращению учителей вняли депутаты Мурманской облдумы и написали запрос в КС РФ, который объединил их обращение и жалобы десятка других заявителей в одно производство.

Авторы обращений указывали, что оспариваемые нормы нарушают гарантированное Конституцией право на свободное распоряжение своими способностям, не отвечают конституционным требованиям презумпции невиновности и представляют собой несоразмерное ограничение прав и свобод граждан.

Рассмотрев дело, судьи КС РФ прислушались к заявителям. В своем постановлении они написали, что, конечно, государство обязано обеспечить безопасность каждого ребенка от преступников, тем более что педагоги, воспитатели, тренеры по долгу службы регулярно общаются с несовершеннолетними и несут ответственность за их безопасность. "Соответственно, государство вправе предъявлять особые требования к их поведению и моральным качествам", — соглашается с законодателями Конституционный суд. Однако при этом делает оговорку, что принимаемые меры должны быть соразмерны целям защиты детей. Например, самого факта преступления по тяжким и особо тяжким статьям УК РФ, преступления сексуального характера достаточно, чтобы бессрочно запретить совершившим их людям работать с детьми. Но устанавливающие это нормы также запрещают и другим людям, когда-либо подвергавшимся уголовному преследованию, работать в этой сфере. Более того – закон предписывает этих людей увольнять. "В результате, — считает КС, — нарушается презумпция невиновности, не исследуется характер личности и иные факторы, которые определяют, опасен ли конкретный человек для детей". Поэтому, заключает суд, в этой части оспариваемые нормы противоречат Конституции, и законодатель должен их уточнить – в том числе установить конкретный перечень преступлений, совершение которых означает безусловный запрет на работу с детьми, а также процедуру временного отстранения от подобной работы подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.

Сейчас же, постановил КС, к работе с детьми, безусловно, не должны  допускаться люди  с неснятой или непогашенной судимостью, лица, когда-либо осужденные по тяжким или особо тяжким статьям УК РФ, а также за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. В отношении же всех остальных, ранее подвергавшихся уголовному преследованию, вопрос о допуске их к такой работе должен решаться в индивидуальном порядке. При этом необходимо учитывать вид и степень тяжести совершенного преступления; срок, прошедший с момента его совершения; форму вины; поведение человека после совершения преступления; его отношение к исполнению трудовых обязанностей; обстоятельства, характеризующие личность, условия выполнения трудовых обязанностей, а также иные факторы, позволяющие оценить возможность осуществления ими соответствующей деятельности.