ПРАВО.ru
Актуальные темы
24 августа 2009, 20:00

ФАС: строже к чиновникам, лояльнее к бизнесу

ФАС: строже к чиновникам, лояльнее к бизнесу
23 августа вступил в силу "второй антимонопольный пакет" законов

23 августа вступил в силу "второй антимонопольный пакет" законов. Поправки, внесенные в закон "О защите конкуренции", наделяют Федеральную антимонопольную службу (ФАС) новыми полномочиями: теперь служба сможет обязать компании участвовать в электронных торгах по госзакупкам, и жестче пресекать злоупотребления доминирующих компаний. В законе уточнены понятия "монопольно высокой" и "монопольно низкой" цены, а также "круг лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе". Согласно поправкам в закон, теперь топ-менеджеры предприятий, уличенные в картельном сговоре, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Второй пакет изменений напрямую связан с двумя действующими законами, направленными на поддержание и развитие конкурентной среды — ФЗ "О защите конкуренции", и закон ФЗ-94 "О государственных и муниципальных заказах". Поправки вносились не в сам закон, а в Административный кодекс РФ, который регулирует ответственность за нарушение действующих правовых актов. Кроме того, претерпел изменения и Уголовный кодекс (УК) РФ. Помимо усиления ответственности за несоблюдение закона о конкуренции, в нем появились новые составы нарушений. Уточнены определения, разъясняющие термины "крупные" и "очень крупные сделки", "неоднократность".

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, прежде всего пакет коснется топ-менеджеров компаний, работающих на рынках нефтепродуктов, лекарств, продуктов питания. "Мы рассчитываем, что, когда некоторые заговорщики сядут в тюрьму, многие предприниматели, занимающиеся сегодня незаконной практикой, перестанут нарушать закон", — предупреждает Артемьев.

Суть поправок

Основная часть изменений связана с законом "О конкуренции". Их можно разделить на две части — смягчение и ужесточение норм. В целом, после нынешних поправок закон стал строже к чиновникам, а к бизнесу — лояльнее.

Основные послабления связаны с помощью органов власти при передаче государственного или муниципального имущества в частную собственность — преференциями. Новая редакция расширила круг исключений, позволяющих не проводить конкурсы и аукционы. Прежде всего, они касаются малого и среднего бизнеса. Прежняя поправка разрешила без конкурса заключать договоры аренды с предприятиями малого и среднего бизнеса до середины 2010 года. Отныне этот срок отложен до середины 2015 года. Таким образом, малому и среднему бизнесу сделаны определенные льготы, которые позволяют не затруднять их в поисках нового помещения.

В то же время за необоснованное предоставление преференций для чиновников теперь установлена административная ответственность. Также она была установлена за нарушения органами власти антимонопольного законодательства и за невозврат залоговой суммы после участия в конкурсах, аукционах и тендерах. Кроме того, вводится дисквалификация как мера административной ответственности для государственных и муниципальных служащих (до трех лет).

Симптоматично, что ФАС сделала понятие монопольной цены более либеральным для компаний. Если раньше выявление монопольно высокой цены проводилось затратным методом исследования, то теперь наряду с этим методом будет использоваться метод сопоставимых рынков: сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке.

Благодаря поправкам в антимонопольном законе появилась ответственность за неисполнение статьи 15 Федерального закона №94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно этой статье, в государственном или муниципальном заказе доля субъектов малого и среднего бизнеса (закон ограничивается формулировкой "малые предприятия") должна быть не меньше 10%, но и не больше 20% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. Фактически единственная сфера, в которой малые предприятия не могут предоставлять свои услуги, — это оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

Поправки затронули Кодекс об административных нарушениях, в части ответственности за нарушения в порядке проведения конкурсов и аукционов. Сегодня размер штрафа зависит от первоначальной стоимости заказа: в размере одного процента от стоимости заказа, но не менее пяти тысяч рублей и не более 50 тысяч рублей.

Новые ужесточения частично касаются закона о размещении заказов и в большей степени — закона о защите конкуренции. По словам экспертов, последнее время ответственность за крупные нарушения была ниже, чем доход от совершенной сделки. В итоге нарушения стали экономически выгодными. Нынешние поправки повышают порог штрафов, а также усиливают личную ответственность должностных лиц. В них более четко прописаны вопросы дисквалификации, введена уголовная ответственность должностных лиц и целый ряд новых составов нарушений.

Внесена административная ответственность за невозврат денежных средств по результатам аукционов. Такая мера позволит предприятиям и организациям участвовать в следующих аукционах. Ведь запас денежных средств в условиях кризиса у них невелик, утверждают эксперты.

Также был уточнен круг лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе, определены правила недискриминационного доступа к товарам и услугам естественных монополий.

Изменения в законе коснулись и отмены порога доминирования. Ранее компания считалась доминирующей, если она имела долю рынка более 35%, теперь "доминантой" считается та компания, которая может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке. Впрочем, глава территориального управления федеральной антимонопольной службы по Самарской области Петр Торкановский, комментируя это решение "Самарским известиям", сообщил, что несмотря на то, что шаг к отмене тридцати пяти процентного "ценза" правильный и логичный, Федеральной антимонопольной службе теперь будет сложнее уследить за компаниями, перешедшими в разряд доминирующих, в связи с нехваткой ресурсов у ФАС.

Новый закон также расширяет полномочия ФАС при проверке хозяйствующих субъектов, устанавливает трехлетний срок давности для дел о нарушении антимонопольного законодательства и вводит уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Соответствующий ФЗ ("О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации") вступит в силу 28 октября 2009 года.

Мнение экспертов

По мнению ряда специалистов, компании, которые заинтересованы в здоровой конкуренции, от этого только выиграют.

"Бояться надо тем, кто привык преуспевать за счет преференций, за счет недобросовестной конкуренции, нечестной конкуренции, за счет больших связей, преференций при доступе к имуществу, его использование в обход действующего законодательства", — заявила "BusinessFM" член президиума объединения предпринимательских организаций России ОПОРА Дина Крылова.

Впрочем, многие из предпринимателей придерживаются противоположного мнения. Скептики опасаются, что отмена порога доминирования на рынке может привести к тому, что антимонопольщики будут приходить с проверкой в любую организацию, доля которой на рынке превышает долю конкурентов.

"Эти внеплановые проверки будут не только для восстановления конкурентной среды, но и с целью шантажа, вымогательства чиновниками. Потому что всякое хорошее начинание в России кончается большими взятками", — уверен предприниматель Константин Боровой.

Перспективы

Впрочем, Артемьев не думает останавливаться на достигнутом. По словам главы ФАС, "следующая цель службы — уничтожить", тормозящий развитие рыночной экономики закон "О естественных монополиях". Достигнуть этого в службе планируют после того, как будет принят третий "антимонопольный пакет", разработка которого уже началась.