ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 декабря 2010, 9:54

Российский юрбизнес: загадочный и не слишком рентабельный?

Российский юрбизнес: загадочный и не слишком рентабельный?

Чтобы понять, стоит ли заниматься тем или иным делом, всегда полезно разобраться, насколько это занятие эффективно относительно выбранной цели. Юридический бизнес, как и любой другой, можно оценить по его рентабельности. Этот экономический показатель, пусть и относительный, будет объектом изучения в новом исследовании Право.Ru.

Понятие рентабельности настолько многогранно, что даже не имеет юридического толкования в российском праве. Согласно теории, ее можно вычислить относительно активов, денежных средств или, например, трудовых ресурсов. Мы же будет оперировать понятием рентабельности в значении коэффициента прибыльности (Profit margin), то есть процентного соотношения чистой прибыли и выручки.

Выводы о том, насколько эффективно работает бизнес по оказанию юридических услуг в России, мы будем делать, воспользовавшись базой данных "Интегрум", в которой имеется информация об официальной финансовой отчетности российских компаний по РСБУ. Редакция проанализировала показатели всех организаций, деятельность которых непосредственно связана с оказанием правовых услуг. При этом не учитывались показатели компаний, не публиковавших финансовые результаты за последние два года.

Официально рентабельность так себе. Но есть "серая" сторона

В итоговый список вошли 466 организаций из 36 регионов России, получившие в 2009 г. выручку от 2,2 млрд до 1000 руб. (напомним, это официальные данные). Средний показатель рентабельности составил 7,4% в 2008 г., а по итогам 2009 г. он вырос до 12,4%. Если исключить из выборки 23 некоммерческих адвокатских объединения, которые также опубликовали свои финансовые показатели, но, по своей сущности, не стремятся к максимизации прибыли, то средняя рентабельность остается на том же уровне: 7,5% в 2008 г. и 12,5% в 2009 г.

Юридический бизнес в нашей стране, как, впрочем, и почти во всем мире, остается весьма закрытым и консервативным. Большинство крупнейших игроков не разглашают сведения о своих финансовых показателях, а менее известные конторы, если и публикуют, то порой совсем удивительные данные, что мы увидим далее. Тем не менее, несколько влиятельных фирм в выборке все же оказались, поэтому ее можно считать достаточно репрезентативной.

Рентабельность 122%? Только в Калуге

Крупнейшая по размеру реализации компания, данные по которой вошли в исследование, - "Городисский и партнеры", получила выручку в 2009 г. в 2,2 млрд руб. Уровень рентабельности у этой юридической фирмы намного выше расчетного среднерыночного - 26%. Другая известная компания - Salans (ЗАО "Саланс") - получила в 2009 г. чистый убыток в размере 55,4 млн руб. при втором в нашем списке показателе выручки в 667,7 млн руб, а питерское ООО "Саланс" при выручке 176,2 млн руб. закончило год с убытоком в 2,3 млн руб.

Однако лидирует по коэффициенту прибыльности калужское ООО "Шарапова и партнеры", с рентабельностью 122% (выручка в 2009 г. - 293 000 руб., прибыль - 357 000 руб.). Теоретически такая необычна ситуация вполне возможна, например, если компания в чистой прибыли учитывает дивиденды от участия в акционерных обществах, или, скажем, если у фирмы есть счета в валюте, которая за год резко выросла по отношению к рублю. На втором месте юрбюро "Партнеры" из Перми с рентабельностью 92%, на третьем - московская "Левин, Марченко, Ардашев" (91%).

Регионы портят статистику

Самый популярный адрес прописки юридических компаний, разумеется, Москва, где базируются почти треть из попавших в выборку — 133. Коэффициент прибыльности в столице ожидаемо получился выше среднего по стране: 9,2% в 2008 г. и 14,5% в 2009 г. В провинции же эффективность юридического бизнеса катастрофически низка. По итогам 2008 г. показатель оказался отрицательным (-1,3%), но год спустя, на волне общей тенденции регионалы смогли выбраться в плюс, а их средняя расчетная рентабельность составила 1,3%. Таким образом, получается, что юридический бизнес в Москве и на периферии - совсем не одно и то же.

Иностранцы делают это лучше

Примечательно, что юридический бизнес находится в одном тренде с крупнейшим компаниями страны, вроде "Газпрома" и "Русала". В 2008 г. средняя рентабельность 170 российских компаний с наибольшей выручкой составила 10%, а в 2009 г. увеличилась до 11,7% (правда, показатель рассчитывался уже по 50 лидирующим компаниям).

Также имеет смысл сравнить рентабельность российского юридического бизнеса с западным. По подсчетам американской консалтинговой группы Centurion, коэффициент прибыльности американских юрфирм варьируется от 5% до 60%, а средний показатель составляет 30%. По мнению же Ларри Бодина, маркетолога, работающего с юрбизнесом, и популярного блогера, рентабельность в этом секторе должна достигать 40% вне зависимости от размера компании. Если этот показатель ниже, Бодин, основываясь на своей практике, советует немедленно искать способ сократить издержки.

А, например, единственная публичная юридическая компания в мире, австралийская Slater & Gordon, получила в 2009 г. чистую прибыль в размере $17 млн при выручке $103 млн, то есть ее рентабельность по итогам года составила 16,5%, что на 2,5% ниже уровня 2008 г. То есть, ее экономическая эффективность не дотягивает до планки, заданной Бодином, однако остается примерно на треть выше среднего расчетного показателя российских фирм.

Минимальный уровень: 25%, нормальный — в 2 раза выше

Крупные игроки рынка юруслуг - такие, например, как "Саланс" и "Вегас Лекс", не стали комментировать свои показатели рентабельности и вообще проблематику доходности рынка юридических услуг. На условиях анонимности многие говорили лишь о том, что по официальным статистическим данным судить об эффективности юридического бизнеса в России нельзя. "Есть же и серые схемы", - разводили руками они. Один из собеседников Право.Ru, глава юридического департамента крупного межотраслевого холдинга, а в прошлом партнер известной юридической компании, считает, что показатель рентабельности 12,5% в среднем по рынку явно занижен. "Не секрет, что любая подрядная деятельность, включая юридические услуги, иногда связана с разными неформальными платежами, - объясняет он. — Сумма этих „домашних заданий“ должна учитываться, хотя понятно, что в официальной отчетности она не отражается. Судить о размерах этих расходов для юристов в целом довольно сложно, но в некоторых случаях с уверенностью можно говорить о 50% от общей суммы гонорара. Это в основном относится либо к госзакупкам, либо к заказам крупнейших компаний с госучастием, хотя и к частным игрокам тоже применимо".

Региональные юристы тоже говорят, что официальные обороты — не все, что компания зарабатывает. Евгений Шестаков, партнер екатеринбургской компании "Интеллект-С", считает, что по налоговой отчетности, откуда в основном берутся данные в "Интегруме", СПАРКе и других подобных базах, однозначный вывод о рентабельности юрбизнеса в России сделать невозможно. А реальный коэффициент прибыльности "Интеллект-С", по его словам в 2007 г. составлял 25%, в 2008 г - 22%, а в 2009 г. - 15%. Постепенное снижение показателя он объясняет регулярным инвестированием денежных средств: "В этом году рентабельность будет нулевая, потому что мы переехали в большой новый офис и сделали ремонт". Шестаков называет и средний достижимый уровень рентабельности для российской юрфирмы - 25%.

Знаток рынка, работающий юристом крупного холдинга, считает эту цифру минимальной. "Я думаю рентабельности ниже 30% в этом бизнесе не бывает, если иметь в виду чистую выручку за минусом расходов. Как иллюстрацию можно использовать пример организации бизнеса любой западной юридической фирмы. Допустим, ставка отдельного юриста $100 в час. Для него есть определенное количество часов в год (target hours), которые он должен отработать и которые должны быть оплачены клиентом, например 1200. Количество часов, помноженное на ставку юриста, составляет общую выручку на юриста, из которых 1/4 — это его зарплата, от 1/4 до 1/2 — административные расходы, а оставшаяся как минимум 1/4 — это минимальный порог рентабельности, который юрист обеспечивает фирме. В нашем случае — $30 000. Если речь о меньших пропорциях, то либо у компании очень большие обороты в несколько сот миллионов долларов и большие зарплаты, либо они очень не амбициозны, или не могут правильно сократить издержки".