На этой неделе судьи ЕСПЧ разобрали еще два дела об исчезновениях людей в Чечне. Первое связано с бесследным исчезновением в 2001 году в Урус-Мартане Русланбека Вахаева. Жалобу в Страсбург направили родители Вахаева. Вторая жалоба поступила от большой семьи Иляевых. Все заявители приводят традиционное для подобных жалоб обвинение: российские военные забрали их родных, поэтому официальное расследование не смогло (или не захотело?) разобраться в исчезновении.
Согласно первой жалобе – ее подала Тамара Вахаева, мать Русланбека – мужчина возвращался с другом в Урус-Мартан. Их машину остановили у КПП "Рошня", где предположительно между ними и военными завязалась драка, финалом которой стало то, что Русланбека и его спутника увезли в неизвестном направлении. Позднее арест, по словам Тамары Вахаевой, подтвердил заместитель главы местной администрации, однако он был убит и для Страсбургского суда свидетельствовать не смог. Больше никакой информации о сыне Вахаева не получала.
Женщина подала заявление об исчезновении Русланбека, которое долго путешествовало из инстанции в инстанцию. В конце концов, уголовное дело, ранее открытое по статье "похищение", было прекращено, виновники не установлены. Прокуратура направила Вахаевой уведомление, что ее сын не подвергался аресту российскими силовиками, и ни в одном пенитенциарном учреждении его нет. Позднее аналогичный ответ пришел и из ФСБ. Правда, власти возобновили расследование его пропажи, но найти Русланбека или его похитителей до сих пор не смогли.
На суде представители России сообщили, что, по их мнению, вся история, рассказанная Вахаевой, базируется только на слухах. Свидетели, чьи слова она приводит, либо мертвы, либо заявительница не предоставила никаких письменных показаний, а равно адресов и имен людей, чьи слова приводит. Более того, заявила российская сторона, расследование пока не закончено.
Европейские судьи, ознакомившись с мнением заявительницы и опираясь на несколько аналогичных дел, касающихся исчезновений людей в Чечне, согласились с доводами Вахаевой и признали ее сына умершим. В ЕСПЧ сочли, что российские власти слишком долго бездействовали – расследование исчезновения Вахаева прекращалось и снова возобновлялось как минимум семь раз. Таким образом, суд усмотрел в деле нарушение статьи 2 Конвенции (право на жизнь), статьи 3 (запрещение пыток) в отношении матери бесследно исчезнувшего Русланбека, статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты). Россия заплатит Тамаре Вахаевой 72000 евро.
Вторые заявители – Иляевы, Ибрагимовы, Батаевы и Исламовы – все родственники. Они рассказали, что в июле 2004 года ремонтировали дом одного из членов семьи в станице Ассиновской, где и заночевали. Ночью в дом ворвались вооруженные люди в масках и камуфляжной форме. Они обыскали дом на предмет ценностей, а затем увели с собой Инвера, Рустама, Адлана Иляевых и Казбека Батаева. В жалобе заявители утверждают, что это были российские военные, поскольку "они говорили на чистом русском" и якобы приехали на бронетранспортерах и "уазике" без номеров. Семья сразу обратилась к властям, а также в прокуратуру. Там они сообщили о пропаже, а также заявили, что Адлану Иляеву было только 16 лет. Прямо при них прокурор кому-то позвонил и попросил человека на том конце провода "иметь в виду", что один из похищенных еще ребенок – в том числе и это навело заявителей на мысль о причастности российских силовиков.
По заявлению родственников похищенных Иляевых и Батаева было проведено расследование, однако никакой точной информации о местонахождении молодых людей им не предоставили. Позднее, по словам заявителей, те же "военные" еще раз приезжали обыскать дом. Следователи изучили место похищения и допросили соседей – один подтвердил, что наблюдал, как люди в камуфляже и масках уводили четырех мужчин, а остальные видели лишь пятна крови в доме уже после похищения. Позже следователи опросили остальных жителей Ассиновской, но они заявили, что о похищении знают лишь со слов соседей. Ничего не дали также запросы в ФСБ – силовики подтвердили, что в тюрьмах заключенных с такими именами нет.
Разобрав дело, в Страсбурге решили, что раз российская сторона не смогла объяснить, куда делись люди, то для разбирательства они будут считаться арестованными в рамках некого неустановленного рейда военных. Учитывая, что со дня ареста родственники ничего не слышали об их местонахождении, Иляевых и Батаева признали умершими. Жалоба Иляевых мало чем отличается от других схожих заявлений, поэтому ЕСПЧ вынес вполне ожидаемое решение. Расследование было проведено некачественно и с проволочками, следователи не стали снимать отпечатки пальцев, опрашивать военных, которые дежурили на блокпостах в ночь похищения, — постановили судьи.
Как и в предыдущем деле, ЕСПЧ согласился с нарушением статей 2, 3, 5 и 13 Конвенции. Россия заплатит заявителям – всего их было девять — в общей сложности 281700 евро в качестве компенсации.
***
Читайте также в сюжете "Россия и ЕСПЧ"
Вместо денег — статья 413 УПК РФ
Новогодние каникулы судей и другие нарушения прав человека
Гастарбайтеры, кришнаиты и бунтарь Бунтов против России
ЕСПЧ отличил российскую авиационную бомбу от фугаса
Страсбургский триумф чеченского гангстера
Плохие правила стрельбы по дезертирам и избирательное правоприменение в пользу государства
В ЕСПЧ — день диких историй из практики российского МВД
Дмитрий Романов, Александра Ромазина