Верховный суд Республики Саха (Якутия)
Верховный суд Республики Саха (Якутия)
Руководство
Председатель суда | Летучих Любовь Егоровна |
Заместитель председателя суда | Удалова Людмила Викторовна |
Заместитель председателя суда | Верхотуров Игорь Юрьевич |
Контакты
Адрес | 677000 г.Якутск, ул. Курашова, д. 25 |
Телефон | (4112) 42-45-54 |
Сайт | http://vs.jak.sudrf.ru/ |
История
До установления советской власти в Якутии действовали коронные суды и суды инородческие. Практически все дела подлежали ведению инородческих судов, согласно ст. 75 положения об инородцах, коронному суду дела попадали лишь в ограниченных случаях. Всего по области было 418 инородческих судов, включая сельские суды русской части населения. Коронный суд представляли: 1 - Окружной Суд , 7- Мировых судей, 2-следователя .
С установлением советской власти был учрежден Губернский Отдел Юстиции (начал функционировать с 7 июля 1920 года). В первую очередь подотдел Суднадзора приступил к организации Нарсуда и Ревтрибунала и лишь 15 июля 1920 года им был разработан план организации нарсуда и следственных участков. Этим планом было намечено открытие 19 участков нарсуда и 7 следственных участков, кроме того, на всю губернию было учреждено 8 должностей запасных народных судей, на которых возлагалось проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства.
Первым органом судебного надзора и кассационного порядка был Якутский Губернский Совет Народных судей, образованный в сентябре 1920 г. постановлением ЯЦИК. Якутский губернский Совет народных судей состоял из Президиума и трех отделов - общего, уголовного и гражданского. Председатель и члены Совета назначались ЯЦИК. Совет народных судей осуществлял судебный надзор, инструктирование и контроль работы народных судов, которых в то время было девятнадцать.
Якутский Губернский ревтрибунал начал свою деятельность с августа 1920 года. Организация его происходила вне ведения губернского отдела юстиции, поэтому до января 1921 года нормальной связи и координирования действий между ревтрибуналом и губернским отделом юстиции не было. Только с января 1921 года губотдел юстиции стал получать сведения о личном составе ревтрибунала, удовлетворять расходы по его содержанию по смете Наркомата юстиции РСФСР и вместе с ним координировать деятельность с другими органами правосудия.
С образованием Якутской Автономной Советской Социалистической Республики и реорганизацией губернского отдела юстиции в 1922 г. началась подготовительная работа по организации Главного суда республики.
На заседании Коллегии Наркомата Юстиции ЯАССР по Отделу Суднадзора, состоявшегося 14 марта 1924 г., был организован Главный суд ЯАССР. Главный суд ЯАССР был образован для судебного надзора и контроля над всеми местными судами ЯАССР, рассмотрение кассационных жалоб и протестов на приговоры местных судов. На заседаниях Президиума должен был обязательно присутствовать прокурор республики. Члены Главного суда назначались Президиумом ЯЦИК.
В1937 году по закону о судоустройстве СССР союзных и автономных республик суд и прокуратура вышли из ведения Наркомата юстиции ЯАССР и заняли особое место в системе органов государственной власти.
Главсуд ЯАССР на территории Якутской республики являлся, согласно УПК, второй инстанцией и по делам контрреволюционным, крупным организованным хищениям, а также в отношении привлекающихся по должности - судом первой инстанции с последующей кассацией в Верховный суд РСФСР.
В 1937 году Главный суд был переименован в Верховный суд ЯАССР, Президиум и Пленум были упразднены. Продолжали действовать коллегии по уголовным и гражданским делам, которые стали одновременно и судебными, и кассационными. Функции судебного управления целиком сосредоточились в наркомате юстиции ЯАССР.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).