ПРАВО.ru

Кировский районный суд г. Иркутска


Кировский районный суд г. Иркутска

Руководство

Председатель суда Почепова Светлана Владимировна
Заместитель председателя суда Домбровская Ольга Васильевна
Заместитель председателя суда Луст Ольга Викторовна

Контакты

Адрес 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Желябова, д.6
Телефон (3952) 34-00-31, 33-19-33
Сайт http://kirovsky.irk.sudrf.ru/

История

В истории Советского государства судебное устройство претерпело не одно изменение. В период становления Советской власти, в 1917-1918г.г., фактическое руководство судами осуществляли местные Советы. Созданный в 1917 году Народный комиссариат юстиции РСФСР помимо судебного управления выполнял и функции судебного контроля.

В 1918-1921г.г. на местах судебное управление осуществлялось вначале губернскими комиссарами юстиции, а позже — губернскими отделами и уездными бюро юстиции (Постановление Иркутского губревкома № 1 от 17 февраля 1920г.).

Губернские отделы юстиции имели право кассационного обжалования приговоров, а в 1921 года — даже право возбуждать вопрос о пересмотре вступивших в законную силу приговоров народных судов/

Кроме этого, деятельность народных судов в Иркутской губернии контролировалась Иркутским губернским Советом народных судей.

Постановлением 1V сессии ВЦИК РСФСР 1Х созыва от 31 ноября 1922г. было введено в действие «Положение о судоустройстве РСФСР».

На основании циркуляра Наркомата юстиции РСФСР № 114 и приказа Иркутского губисполкома № 7/99 от 23 января 1923г. Иркутский губернский Совет народных судей и Иркутский губернский отдел юстиции были упразднены. Функции судебного управления были переданы вновь созданному Иркутскому губернскому суду. Помимо судебного надзора, т.е. проверки законности и обоснованности судебных решений, губернский суд осуществлял и организованное руководство нижестоящими судами. Эта система судебного управления с незначительными изменениями просуществовала до 1936г., т.е. до образования 20 июля союзно-республиканского Наркомата юстиции СССР.

Чтобы правосудие вершилось на более квалифицированной основе, было принято решение о выделении нижестоящих судов из административного подчинения вышестоящих. Это был наиболее реальный путь улучшения государственного руководства судебной системой СССР.

Органом судебного управления в Иркутской области стало созданное при областном исполнительном комитете Управление Народного комиссариата юстиции РСФСР, с 1946г. — Управление Министерства юстиции РСФСР.

Функции Управления Наркомата юстиции РСФС (Министерства юстиции РСФСР) при Иркутском областном Совете депутатов трудящихся состояли в разрешении административно-организационных и финансово-хозяйственных вопросов, возникавших в процессе повседневной работы народных судов:

- определение сети судебных учреждений и их структуры;

- повышение квалификации судебных работников;

  - производство ревизий народных судов;

- инструктирование судебных работников;

- снабжение судов юридической литературой, инвентарем;

 - обобщение судебной практики;

- руководство работой нотариальных контор.

Иркутский областной суд должен был осуществлять судебный надзор за нижестоящими судами:

- обеспечивать единство судебной практики;

- не допускать фактов нарушения законности при отправлении правосудия;

- повышать уровень работы кассационных инстанций.

Разделение функций судебного надзора и организованного руководства положительно сказалось на деятельности народных судов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 года «Об  образовании союзно-республиканского Министерства юстиции СССР» в краях и областях были созданы отделы юстиции исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся.

На отделы юстиции законом возлагалось организационное руководство от имени государства работой основного звена советской судебной системы — районных и городских народных судов.

Основной же задачей областного суда по отношению к районному народному суду являлся судебный надзор, т.е. рассмотрение дел по кассационным и надзорным жалобам и протестам, обеспечение единообразной судебной практики народных судов, соответствующей действующему законодательству.

  Согласно «Инструкции отдела юстиции Иркутского губревкома по судоустройству и судопроизводству в Иркутской губернии» органом, осуществляющим правосудие в Иркутской губернии, являлся единый народный суд.

Все народные суды, входящие в состав Иркутской губернии, составляли судебный округ. Число судебных участков местного народного суда для каждого города или уезда устанавливалось в соответствии с прежними участками местных мировых судов.

Распределение территорий уезда или города на судебные участки производилось уездными Советами рабочих и крестьянских депутатов.  

В первые годы советской власти Иркутская губерния была разделена на 5 уездов.

В связи с образованием Иркутского округа Пленум Иркутского губернского суда 17 октября 1924 года утвердил список судебно-следственных участков.

Весь Иркутский округ был разделен на 10 судебных участков.  

16 августа 1938 года в соответствии с Конституцией СССР 1936 года был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». В соответствии с этим Законом была введена единая система судов, основное звено которой составлял народный суд, действующий в пределах участка. На территориях районов г.Иркутска существовали участки, каждый из которых подчинялся Управлению наркомата юстиции РСФСР (Управлению Министерства юстиции РСФСР) при Иркутском областном исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся.  

Решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся № 424-а от 21 апреля 1943 года установлена сеть народных судов г.Иркутска с 1 июня 1943 года в количестве 11, из них в Кировском районе 4 народных суда.

Этим же решением был сокращен народный суд 3-го участка Кировского района, а обслуживаемая им территория включена в обслуживание народного суда 2-го участка Кировского района.   Решением облисполкома № 284 от 13 июня 1956 года в связи с Указом президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 года «Об изъятии из ведения народных судов дел по спорам между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями на сумму 1000 рублей» и резким уменьшением объема работы в народных судах Кировского района г.Иркутска вместо народного суда 4-го участка Кировского района г.Иркутска был создан народный суд 3-го участка Ленинского района г.Иркутска.  

25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР», в которых предусматривалось образование районных (городских) народных судов. В конце 1960г. — начале 1961г. участковая система народных судов в г.Иркутске была упразднена. Основным звеном судоустройства стал районный народный суд.

В соответствии с Положением «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» решением Исполнительного Комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся  № 513 от 10.11.1960 года «О сети городских и районных судов области» была утверждена сеть народных судов Иркутской области с числом народных судей 74 человека и народными заседателями районных (городских) судов в количестве 4 565 человек.  

В сеть народных судов был включен суд Кировского района г.Иркутска.

Районные (городские) народные суды были организованы и действовали на подлинно демократических началах:
- выборность судей и народных заседателей и возможность их отзыва;
- независимость и подчинение их только закону при разрешении дел; — гласность;
- особый порядок привлечения народных судей к дисциплинарной и уголовной  ответственности.

Районный совет народных депутатов утверждал председателя районного народного суда и народных заседателей. Исполком районного Совета решал вопросы замены председателя или народного судьи в случае временного их отсутствия. Число народных судей и народных заседателей, подлежащих избранию в районный суд, устанавливался исполкомом областного совета народных депутатов.
Основными задачами районного народного суда являлось рассмотрение уголовных и гражданских дел, принятие мер по исполнению приговоров и решений судов.

Народный суд направлял деятельность товарищеских судов, рассматривающих мелкие правонарушения.
В порядке профилактической работы по предупреждению правонарушений, в учреждении и организации направлялись частные определения с целью устранения причин и условий, порождающих антиобщественное поведение.
Принимались жалобы и заявления трудящихся.

Народный суд осуществлял обучение народных заседателей, пропагандировал основы законодательства среди населения в форме лекций, бесед, докладов.   
Народные судьи и народные заседатели регулярно отчитывались перед населением.
В первые годы Советской власти Народный комиссариат юстиции РСФСР определял состав народного суда так: «Местный народный суд каждого отдельного судебного участка должен состоять из:
1. одного постоянного местного судьи;
2. двух очередных судей — заседателей».

Народные судьи намечались уездными и волостными ревкомами или исполкомами и утверждались губернским отделом юстиции.   Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судов на территории РСФСР. На основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании народные судьи и народные заседатели избирались по избирательным округам сроком на 3 года. Районный суд являлся нижним звеном судебной системы РСФСР — (народный суд — областной суд- Верховный суд РСФСР).
Основными функциями народного суда являлись:
1. Рассмотрение дел, уголовных, гражданских по первой инстанции. 2. Рассмотрение дел в административном порядке. 3. Исполнительное делопроизводство.
В 1960 году в составе народного суда Кировского района было утверждено 2 судьи и 150 заседателей.
По состоянию на 01.01.1980 год Кировский народный суд г.Иркутска был утвержден в составе: 1.     Председатель суда — 1 чел. 2.     Народные судьи — 3 чел. 3.     Народные заседатели — 300 чел.
В 1980 году документы Кировского народного суда были обработаны впервые на хоздоговорных началах Областным Государственным архивом. 

В результате обработки документов были составлены описи:      Опись № 1 за 1936-1978 г.г. на 542 дела (уголовные дела);      Опись № 2 за 1958-1978 г.г. на 42 дела (общее делопроизводство);      Опись № 3 за 1948-1971 г.г. на 501 дело (гражданские дела).
Составлены акты отбора на дела с истекшим сроком хранения        -  за 1936-1975 г.г. на 5158 дел (уголовные дела),        -  за 1948-1970 г.г. на 7375 дел (гражданские дела),        — за 1968-1977г.г. на 5000 дел (административные дела и исполнительное производство).
По состоянию на 01.01.1990 год Кировский народный суд г.Иркутска был утвержден в составе: 1.     Председатель суда — 1 чел. 2.     Народные судьи — 5 чел. 3.     Народные заседатели — 500 чел.
С 1991 года из аббревиатуры названия суда было исключено слово «народный» и с этого времени он стал называться  Кировский районный суд г.Иркутска.      
На 01.01.2005 года штат Кировского районного суда г.Иркутска состоит из 44 чел:
1. Председатель суда — 1 чел. 2. Судьи — 11 чел. 3. Помощник председателя — 1 чел. 4. Помощники судей -  8 чел. 5. Секретари судебного заседания — 12 чел. 6. Секретари суда — 5 чел. 7. Специалисты — 6 чел.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы федеральных судов общей юрисдикции, являясь судами низшего уровня.

В качестве суда первой инстанции районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям, а также административные дела, подсудные районным судам, дела о восстановлении на работе. Районным судам, в частности, подсудны административные дела о правонарушениях, влекущих за собой административное наказание, которое вправе назначить только судья, производство по которым осуществляется в форме административного расследования; дела, влекущие административное выдворение за пределы РФ; дела, переданные в суд органами и должностными лицами, к которым дело поступило.

В соответствии со статьей 21 1-ФКЗ, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, он рассматривает апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.