Автоштрафы
19 февраля 2020, 11:00

Эксперты раскритиковали повышение штрафов за нарушение ПДД

Эксперты раскритиковали повышение штрафов за нарушение ПДД
Сегодня Информационно-правовой портал «Право.ru» совместно с Информационным агентством «Интерфакс» провел дискуссионный круглый стол. На нем ведущие эксперты обсудили резкое повышение штрафов за почти все «популярные» нарушения правил дорожного движения - в частности, шестикратный рост штрафа за превышение скорости.

"Идея увеличения размера автоштрафов сразу повлекла широкую дискуссию в обществе. Особенно много споров идет по поводу изменения штрафа за нарушение скорости на 20-40 км/ч с 500 руб. до 3000 руб. В частности, против увеличения размеров штрафов выступили ряд депутатов Госдумы, а премьер-министр Михаил Мишустин назвал такие суммы для россиян просто непосильными. Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы, сказал Мишустин на заседании правительства. Поскольку я являюсь практикующим юристом, я уверен: само по себе увеличение ответственности не влияет на количество совершенных правонарушений с точки зрения статистики. Поэтому я скептически отношусь к повышению штрафов", - начал адвокат Сергей Гришанов. Он предложил рассмотреть возможность уменьшить предельную допустимую скорость или убрать нештрафуемое превышение скорости на 20 км/ч. С ним согласился заместитель руководителя дирекции фотовидеофиксации ГКУ ЦОДД Егор Чернов - он считает, надо снижать нештрафуемый порог, поскольку погрешность приборов измерения скорости составляет не более 3%. Координатор общественного проекта "Движение" Андрей Орёл напомнил: «Автомобилисты привыкли, что у них есть зазор в 20 км/ч. Если его убрать, люди начнут путаться и получать новые штрафы. Я считаю, снижая этот порог, не следует забывать: повысить безопасность на аварийном участке дороги необходимо, и установив соответствующие знаки».

Штрафы за превышение скорости вырастут во много раз

Руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев  призвал при любых изменениях законодательства руководствоваться прежде всего соображениями логики: «Я думаю, вместо того, чтобы вносить изменения в КоАП и ужесточать ответственность, должна быть логика. Венская конвенция 1957 года, которую подписал ещё Советский Союз, основывается на логике, а не на КоАП. Логика является основным критерием для безопасности дорожного движения. Я думаю, с этим спорить никто не будет».

Почетный адвокат России, лидер движения «Антипроизвол» Леонид Ольшанский заявил, что он против увеличения  штрафов: «Некорректно сравнивать нас ни с одной страной мира. Во-первых, там зарплаты больше, и штраф приравнен к зарплате. Во-вторых, Конституционный суд говорит о двух важнейших принципах наказания – соразмерности и справедливости. Когда у нас 8 000 руб. пенсия в глубинке и 15 000 руб. зарплата врача, то о каком повышении штрафа может идти речь?»

Чернов в своей речи заявил: "Конечно, повышение штрафов - не панацея и не единственный инструмент, который поможет от аварий на дорогах. Это только одна из мер, психологический и финансовый барьер. В Москве повышение штрафов уже давно назрело. В столице сейчас много людей, которые ездят как хотят и просто платят штраф, потому что им так комфортно". Директор российского отделения европейского фонда «Семейные автопутешествия» Елена Жура рассказала, что более 30% виновных в ДТП - пешеходы, а штрафы увеличиваются для автовладельцев. "Как люди перебегали Кутузовский проспект, так и будут перебегать. Если вы за безопасность, надо устанавливать отбойники, а не вешать камеры и увеличивать штрафы", - отметила Жура. "Даже если пешеход виноват - он не должен умирать", - возразил Чернов. Жура призвала учитывать, кто попадает под штрафы за нарушение ПДД: "Доход населения с 2014 года стремительно падал. В 2018-2019 году падение уменьшилось только благодаря ухищрениям Росстата. Недавно повысился пенсионный возраст, вдвое увеличилось количество одиноких матерей". Приводя в пример зарубежный опыт,  Жура отдельно отметила более строгие ограничения скорости в большинстве стран, где установлен лимит 40-50 км/ч, а максимально допустимое превышение скорости - нештрафуемый порог - составляет 5-10 км/ч, в ряде стран даже 2 км/ч. При этом культура вождения и данные о смертности на 100 000 населения несоизмеримо выше аналогичных данных по России. «У нас в ПДД установлено ограничение скорости 60 км/ч в городе. Но каждый российский водитель в голове держит мысль, что можно ехать со скоростью почти 80 км/ч (60 км/ч ограничение + 20 км/ч нештрафуемый порог). А если написано 80 км/ч, то можно двигаться по дороге на все 100 км/ч, а если написано 100 км/ч, можно ехать 120 км/ч. Вот от этой практики нужно уходить»? - завершила она.

В конце дискуссии Ольшанский заявил, что России не нужен новый КоАП. "Мы надеемся, что законодатель ответственно отнесется к поправкам, а ГИБДД услышит нашу позицию и примет более точечные и эффективные меры для повышения безопасности на дорогах", - резюмировал Гришанов.