Промышленники хотят определенности в размере штрафов по Уставу железнодорожного транспорта
Участники круглого стола «Проблема применения штрафов Устава железнодорожного транспорта (УЖТ)», прошедшего в рамках Юридической недели на Урале, складывающуюся судебную практику сочли опасной.
«Нельзя приравнивать оператора, владельца вагонов, к перевозчику. Огромные штрафы, установленные УЖТ, включают в себя возможные потери перевозчика, как минимум затраты на локомотив, которые не несет обычный оператор. А распространение на него всех прав и гарантий, согласно УЖТ, ставит его в преимущественное положение перед клиентом. Как минимум, влечет невозможность изменения размера штрафа в договорном порядке. Частное право должно обеспечивать равенство сторон. И равные стороны должны иметь возможность регулировать свои отношения в договоре. Но проблема в том, что суд игнорирует договор и применяет неустойку по УЖТ, которая неприменима к оператору вагонов, а предназначена для вагонов, подаваемых перевозчиком» - комментирует ситуацию партнер ЮС КОГЕНС, модератор круглого стола Светлана Корабель.
Правовая проблема заключается в следующем:
П п. 14 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) практики приравнял права оператора вагонов к правам перевозчика в части взыскания штрафов по УЖТЗаконная неустойка, установленная УЖТ, не может быть изменена соглашением сторон. Следовательно, все соглашения с операторами, владельцами вагонов в части размера неустойки недействительны.По словам промышленников, такая позиция противоречит сути, заложенной в УЖТ ответственности, так как размер штрафа, установленный ст. 99 УЖТ, учитывает затраты перевозчика не только на предоставляемые вагоны, но и на локомотивы, которые отсутствуют у обычного оператора. Нельзя допустить ситуации незаконного обогащения за счет этих штрафов и нарушения договоренностей сторон.
Участники обсуждения рассматривали следующие варианты выхода из ситуации:
- увеличение в договоре срока оборота ж/д транспорта;
- мораторий на предъявление штрафных санкций;
- внесение изменений в законодательство;
- выявление сути и природы штрафов по УЖТ и выработка разъяснений ВС РФ по их применению.
Все предлагаемые варианты не являются окончательными или легкими в достижении.
Подробнее на сайте.