ПРАВО.ru
Новости компаний
14 декабря 2020, 16:55

Промышленники хотят определенности в размере штрафов по Уставу железнодорожного транспорта

Ситуация обострилась после подачи АО «Совфрахт» исков к своим клиентам общей стоимостью более 1 млрд руб. Одно из первых ключевых дел будет рассмотрено в Арбитражном Суде Московского округа 17.12.2020 г.

Участники круглого стола «Проблема применения штрафов Устава железнодорожного транспорта (УЖТ)», прошедшего в рамках Юридической недели на Урале, складывающуюся судебную практику сочли опасной. 

«Нельзя приравнивать оператора, владельца вагонов, к перевозчику. Огромные штрафы, установленные УЖТ, включают в себя возможные потери перевозчика, как минимум затраты на локомотив, которые не несет обычный оператор. А распространение на него всех прав и гарантий, согласно УЖТ, ставит его в преимущественное положение перед клиентом. Как минимум, влечет невозможность изменения размера штрафа в договорном порядке. Частное право должно обеспечивать равенство сторон. И равные стороны должны иметь возможность регулировать свои отношения в договоре. Но проблема в том, что суд игнорирует договор и применяет неустойку по УЖТ, которая неприменима к оператору вагонов, а предназначена для вагонов, подаваемых перевозчиком» - комментирует ситуацию партнер ЮС КОГЕНС, модератор круглого стола Светлана Корабель.

Правовая проблема заключается в следующем:

  1. П п. 14 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) практики приравнял права оператора вагонов к правам перевозчика в части взыскания штрафов по УЖТ
  2. Законная неустойка, установленная УЖТ, не может быть изменена соглашением сторон. Следовательно, все соглашения с операторами, владельцами вагонов в части размера неустойки недействительны. 

По словам промышленников, такая позиция противоречит сути, заложенной в УЖТ ответственности, так как размер штрафа, установленный ст. 99 УЖТ, учитывает затраты перевозчика не только на предоставляемые вагоны, но и на локомотивы, которые отсутствуют у обычного оператора. Нельзя допустить ситуации незаконного обогащения за счет этих штрафов и нарушения договоренностей сторон. 

Участники обсуждения рассматривали следующие варианты выхода из ситуации:

- увеличение в договоре срока оборота ж/д транспорта; 

- мораторий на предъявление штрафных санкций; 

- внесение изменений в законодательство;

- выявление сути и природы штрафов по УЖТ и выработка разъяснений ВС РФ по их применению. 

Все предлагаемые варианты не являются окончательными или легкими в достижении.  


Подробнее на сайте.