ПРАВО.ru
Репортаж
15 апреля 2014, 20:28

ВС убрал из решения ВККС "признание" судьи в фальсификации

ВС убрал из решения ВККС "признание" судьи в фальсификации
Судья Темерлан Евлоев Фото с сайта nazran.ing.sudrf.ru

Крепко переплелась судьба судьи Евлоева и гражданки Албогачиевой, трудовой спор которой он рассмотрел 15 лет назад. С тех пор как только он собирается на новый пост – во все инстанции летят жалобы Албогачиевой. Судья фальсифицировал материалы дела и превысил полномочия, утверждает она. До сих пор карьере Евлоева настойчивая гражданка не вредила, но теперь, как он считает, ее в очередной раз использовали "доброжелатели", чтобы помешать ему стать зампредом арбитража Ингушетии. Враги у него, судя по его словам, весьма серьезные. Но важную победу в Верховном суде РФ он все равно одержал.

10 декабря 1999 года Темерлан Евлоев, будучи судьей Назрановского районного суда, рассмотрел трудовой спор Ф. Албогачиевой с ОАО "Сбербанк". Она требовала признать увольнение незаконным, выплатить компенсацию и восстановить на работе. Как следует из ее последующих жалоб, судья будто бы объявил, что ее требования полностью удовлетворены, а в решении было написано, что частично – без восстанавления на работе, так как отделение, в котором трудилась Албогачиева, оказалось ликвидированным. Это, по ее мнению, было фальсификацией материалов дела, а факт превышения полномочий она нашла в том, что Евлоев от имени председателя районного суда Али Оздоева запросил информацию о подлинности ее больничного листа. Впоследствии из-за этого документа, представленного в суд, Албогачиеву осудили по ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств). Впрочем 10 октября 2012 года Президиум ВС Ингушетии отменил обвинительный приговор и признал за ней право на реабилитацию, которым она воспользовалась, отсудив у государства 500 000 руб. 

Из-за обращений Албогачиевой действия Евлоева несколько раз проверяли. Историей занимался Верховный суд Республики Ингушетии, республиканская квалифколлегия и прокуратура, но ничего криминального они не обнаружили. В январе 2000 года ВС РИ отклонила кассационную жалобу Албогачиевой на решение по спору со "Сбером" и указала в определении, что факты фальсификации своего подтверждения не нашли. А 7 октября 2004 года прокуроратура Республики Ингушетии отказалась возбуждать уголовное дело по признакам преступления по ст. 305 УК (вынесение заведомо неправосудного судебного акта).

Что касается превышения полномочий, то, как не раз в ходе проверок пояснял Евлоев, в то время он безвозмездно помогал суду, ожидая своего переназначения, в том числе готовил и проекты судебных актов. Как раз в этот период по поводу решения по Албогачиевой позвонили из "Сбербанка" и заявили, что требования гражданки удовлетворены на основании поддельного больничного листа. "В это было трудно поверить. Получалось, что гражданка, получив положительное решение, не опасаясь, что вскроется подлог, писала [кассационную] жалобу на суд", – в разговоре с корреспондентом "Право.Ru" вспоминал судья.

Евлоев сообщил об информации из "Сбербанка" Оздоеву, а тот поручил запросить в отделении "Сбербанка" сведения по больничному, что Евлоев и сделал. Никаких полномочий, по его мнению, он не превышал, так как "был в суде никем", а лишь выполнял поручение. Оздоев в своем объяснении подтвердил слова Евлоева, указав, что тот по его просьбе несколько месяцев без зарплаты оказывал помощь суду "в условиях существенной нагрузки" и по его поручению направлял запрос в отделение банка. Судя по ответу, больничный лист, представленный Албогачиевой, в соответствующем медучреждении не выдавался, так как врачи, от имени которых был составлен документ, в этой больнице никогда не работали. Получив такой ответ, председатель суда отправил материалы в прокуратуру.

Карьере Евлоева долгое время кляузы Албогачиевой не мешали – проверяющие не находили оснований ни для дисциплинарного взыскания, ни для уголовного дела. В 2001 году он был переназначен, 11 июня 2002 года его избрали председателем совета судей республики, а в 2005 году он стал зампредом Назрановского райсуда. Ситуация изменилась, когда Евлоев решил претендовать на пост зампреда Арбитражного суда Республики Ингушетия.

13 марта 2013 года Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала его на должность, но когда его кандидатура попала в Управление президента по вопросам госслужбы и кадров, туда же поступила жалоба "ряда граждан", и чиновники обратились в ВККС с просьбой пересмотреть решение о рекомендации по вновь открывшимся обстоятельствам. Такими обстоятельствами были все те же жалобы Албогачиевой. И 12 декабря 2013 года Евлоеву пришлось еще раз объясняться по истории почти 15-летней давности. Он не отрицал, что подписал запрос о подлинности больничного листа, однако фальсификацию решения по делу категорически отвергал (подробнее>>). По мнению Евлоева, Албогачиеву специально "вытаскивают", как только он куда-то выдвигается.

Коллегия приняла единогласное решение оставить свою рекомендацию в силе, однако 20 декабря 2013 года президентская комиссия по кадрам окончательно отвергла кандидатуру Евлоева. А когда он получил на руки решение ВККС, ему пришлось поразмышлять, почему так случилось. Несмотря на то что в целом решение коллегии было в его пользу, текст, по его мнению, содержал негативные суждения и выводы. В мотивировочной части решения коллегии указывалось в качестве доказанного факта то, что Евлоев сфальсифицировал судебное решение. Мало того, говорилось, будто он сам это и признал на заседании коллегии. Поэтому с требованием исключить из текста решения ВККС порочащие его выводы Евлоев обратился в Верховный суд РФ.

Вчера дело рассматривал судья Николай Романенков. В начале заседания Евлоев попросил изменить в решении ВККС уже не один абзац, а два. Объяснял он это тем, что документ, размещенный на сайте ВККС, отличается по содержанию от полученного им на руки. Когда была осуществлена замена, корреспонденту "Право.Ru" установить не удалось, однако обе версии документа есть в распоряжении редакции. Из "обновленной" бумаги Евлоев просил убрать следующие утверждения:

1. "На заседании коллегии Евлоев Т.А. пояснил, что изложенные в жалобах факты оглашения им в 1999 году резолютивной части решения по гражданскому делу, отличной от той, которая была изложена в полном тексте судебного акта, а также направление в 2001 году письменного запроса от имени председателя Назрановского районного суда Республики Ингушетия без наличия к тому полномочий имели место и он их не отрицает".

2. "Таким образом, доводы обращения начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Федорова А.Ю. о фактах оглашения Евлоевым Т.А. в 1999 году резолютивной части решения по гражданскому делу, отличной от той, которая была изложена в полном тексте судебного акта, а также направление Евлоевым Т.А. в 2001 году письменного запроса от имени председателя Назрановского районного суда Республики Ингушетия без наличия к тому полномочий не только нашли свое подтверждение, но и неоднократно были предметом проверок, которые к настоящему моменту окончены".

При сличении двух вариантов решений коллегии обнаружено, что из первоначального текста пропал абзац, в котором приводятся объяснения Евлоева. "Жалобы необъективны, связаны с его работой и продиктованы негативным отношением со стороны заявителей", – говорилось в том документе, который он получил на руки. Зато появился абзац о том, что нарушения он не отрицает.

– Мне неудобно обращаться с заявлением по поводу решения ВККС, тем более, что оно в целом в мою пользу. Дважды ВККС поддержала мою кандидатуру, и я с уважением отношусь к членам ВККС и их решению. Я убежден, что члены ВККС, голосуя за меня, вовсе не имели в виду то, какими выводами и суждениями оказалось мотивировано в итоге решение, – свое выступление Евлоев начал дипломатично. Скандальную ситуацию с подменой документов он старался отодвинуть на второй план, говоря, что его интересует не происхождение бумаги, а ее ныне официальный текст. Словно стараясь не ставить представителя ВККС Светлану Филипчик, которая вела протокол заседания, в неудобное положение, он говорил, что "недоразумение" случилось, возможно, из-за "недостаточной осведомленности о ходе заседания того, кто писал решение". У Евлоева вызвало недоумение то, что он якобы признает фальсификацию решения и то, что эти факты нашли подтверждение. "Хотелось бы узнать где?" – удивлялся заявитель и попросил истребовать аудиозапись "своего" заседания ВККС. Однако после вопроса председательствующего судьи, адресованного Филипчик, выяснилось, что аудиозапись не велась.

– Уже прошло-то больше 10 лет. Откуда женщина эта несчастная? – спросил Романенков.

– Ну, вот узнали, что я иду на должность, и выплыли. Ее постоянно дергают, когда я куда-то назначаюсь.

– Вы намекаете, что вам препятствуют в назначении? – вмешалась Филипчик.

– Да. Когда я работал в совете судей, то в числе прочего занимался контролем за финансами и обнаружил злоупотребления тогдашнего начальника Управления Судебного департамента в Республике Ингушетия Алия Оздоева (однофамилец председателя Назрановского райсуда. – "Право.Ru"), – сообщил Евлоев. По его словам, после проверки чиновнику советом судей "было объявлено недоверие", а главе Суддепа Александру Гусеву предложили разобраться. Однако, по словам Евлоева, последний никаких решений не принял, а, наоборот, за своего подчиненного заступился. "Потом Оздоев, не имея опыта работы в судах, стал судьей ВС РИ, а недавно – председателем республиканской квалифколлегии", – продолжал Евлоев. Он считает, что эпопея с Албогачиевой началась как раз с того случая, с его претензий к Алию Оздоеву. 

Тем более, что его родственник Тагир Оздоев был на тот момент (в 2002 году) председателем ККС РИ. Они, говорил Евлоев после заседания, и способствовали "появлению в нужный момент Албогачиевой". Предположил он и как ее за это отблагодарили. "Не случайно, на мой взгляд, и то, что перед решением вопроса о назначении на должность Албогачиева оказалась оправданной спустя 11 лет после обвинительного приговора при наличии целого ряда неопровержимых доказательств. 500 000 руб. государственных средств, взысканных ею в качестве компенсации за моральный вред при участии в гражданской коллегии ВС РИ того же самого Алия Оздоева, можно рассматривать как заслуженную оплату за "многолетний труд" Албогачиевой. Только неправильно, что из кармана государства", – сказал он. В настоящий момент Алий Оздоев работает, судя по сайту суда, в уголовной коллегии ВС РИ, однако Евлоев продемонстрировал определение суда по делу Албогачиевой, где он значится в числе принимавших решение. На сайте суда этот документ найти не удалось.

Обвинения в адрес Оздоева Филипчик комментировать не стала, а менять в документе, по ее мнению, нечего. "ВККС основывалась только на имеющихся процессуальных актах и они были положены в основу решения", – сказала она.

– Вот тут [в решении] написано, что Евлоев признает факт фальсификации, а он не признает сейчас и, как я вижу из протокола, на заседании ВККС тоже, – не понял Романенков.

– Здесь имеется в виду, что заявитель не отрицает, что ему известен факт о многочисленных обращениях [Албогачиевой] и то, что он подписывал запрос в "Сбербанк". Мы имели в виду, что все эти обстоятельства известны членам коллегии, – попыталась пояснить Филипчик, но безуспешно.

– То, что документ подписал, признает. А что оглашал не то, не признает. Но в решении коллегии вы не так написали", – заявил Романенко, а затем принялся листать документы, выискивая доказательства, положенные, по словам Филипчик, в основу решения. Но опять нашел только, что Евлоев признает отправку запроса. А попутно обнаружил в документах ВККС еще одно противоречие. "То, что в вашем решении написано, с постановлением [об отказе в возбуждении уголовного дела по 305-й статье] не согласуется… Вы считаете все правильно у вас изложено?" – спросил Романенков.

– Мы имеем в виду, что об этих фактах было известно. Здесь имеется в виду это. В декабре мы рассматривали, являются ли обстоятельства новыми. Мы говорим, что обстоятельства известны и новыми не являются. Вот что мы имеем в виду, – настаивала Филипчик.

В прениях Евлоев опять попытался сгладить углы. "Мне кажется, довод о том, что формулировка не совсем точна, нашел свое подтверждение. Они не имели в виду то, что написано, поясняет представитель ВККС. Она говорит: нужно читать, что Евлоев знал, что на него имеются такие жалобы", – говорил он и вновь попросил исключить спорные абзацы, так как, по его мнению, такой текст мог повлиять на президентскую комиссию, отклонившую его кандидатуру. Но Филипчик считала, что в тексте все верно. "Просим оставить без удовлетворения. Решение законно и основано на документах. Нарушение прав заявителя не было. То, что его кандидатура отклонена комиссией, не зависит от решения ВККС, потому что оно, по сути, является для него положительным. Двойного смысла в решении коллегии не было", – заявила она.

На решение Романенкову потребовалось около получаса. Заявление было удовлетворено частично – из оспоренных абзацев надлежит убрать согласие Евлоева с фальсификацией решения. А обиженный судья сказал, что "намерен бороться дальше с этой несправедливостью". "За решением комиссии, по моему мнению, стоит являющийся ее членом Гусев. Занимая должность более 15 лет, он пользуется серьезным влиянием. Об этом можно судить и по тому, что территориальным органам финансового надзора в регионах запрещено проводить финансовые проверки в управлениях Судебного департамента. Поэтому, пока на таком высоком уровне есть желающие верить в жалобы на меня, противодействие мне будет продолжаться. Дело не в должности, дело в чести и достоинстве судьи. А я уверен, что президент далеко не так думает о государственных делах, как Гусев", – заявил Евлоев корреспонденту "Право.Ru". Комментарии Гусева к моменту публикации материала получить не удалось.