Депутатов беспокоят злостные неплательщики административных штрафов. Они отморозки, смеются в лицо, ведут антиобщественный образ жизни, говорили про них парламентарии. Но тем не менее согласились с тем, что надо отменить арест в качестве меры наказания для части тех, кто не платит. Такое решение продиктовано неэффективностью государства: администрировать процесс чиновники так и не научились.
Члены думского комитета по госстроительству сегодня шумели, спорили, а все из-за проекта, который с прошлой осени никак не могут превратить в закон. Речь идет о документе под номером 310190-6, который вносит изменения в КоАП, в закон "О занятости населения в Российской Федерации", "О закрытом административно-территориальном образовании" и ряд других. Он уточняет полномочия госорганов и муниципальных органов по вопросам осуществления госконтроля.
Два месяца назад документ предусматривал, что административный арест за неуплату в срок административных штрафов налагаться больше не будет. Сейчас ст. 20.25 КоАП предусматривает в качестве санкций либо штраф в двухкратном размере от неуплаченного, либо арест на 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов. Такое наказание, в частности, грозит водителю, попавшемуся на нарушении Правил дорожного движения, который в течение 10 дней не обжаловал постановление об административном нарушении и за 60 дней не заплативший штраф.
Однако к осенней сессии, после консультаций с МВД и ФССП, мнение думского комитета по госстроительству изменилось, и из базы Госдумы исчез прежний текст документа, одобренный депутатами во втором чтении. А сегодня глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин рекомендовал депутатам принять "компромиссный" вариант: административный арест не будет применяться только к должникам по штрафам, которые были выписаны за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме. Такое послабление коснется автомобилистов, наказанных благодаря камерам видеофиксации за выезд на "встречку" или превышение скорости.
"Изучение ситуации показывает, что в принципе убрать административный арест за неуплату штрафов было бы, наверное, преждевременно, если в принципе возможно. Потому что это часто единственная профилактическая мера, которая каким-то образом обязывает неплательщика, в том числе и злостного, уплачивать административные штрафы", – объяснял Плигин. А исключение для "автоматических" постановлений, по его мнению, сделать нужно, так как система уведомлений о наличии штрафа не отлажена и многие либо вообще не получают извещений, либо они направляются туда, где человек зарегистрирован, но не живет. "Складывается достаточно парадоксальная ситуация, связанная с тем, что эти лица в принципе добросовестны и готовы оплачивать эти штрафы, но они не могут выполнить эту обязанность. Причина, конечно, связана с их поведением, но тем не менее [это] не та причина, которая, наверное, может вести к административному аресту", – заявил Плигин.
Еще одна проблема связана с обменом информацией между различными госорганами и банками, через которые проходят платежи. Плигин говорил, что служба судебных приставов получает миллионы дел на взыскание по штрафам ГИБДД, а выясняется, что 20% уже оплачены. Не все банки выполняют обязанность по уведомлению госорганов об уплате, знает председатель комитета. Он обещал, что "как только сумеем наладить систему, то можно восстанавливать арест как санкцию".
Но этот вариант не всем казался компромиссным. Эсер Александр Агеев был категорически против, так как "не будет вообще никаких рычагов влияния" на неплательщиков. "Есть граждане, которые не оплатили несколько тысяч штрафов, которые автоматически зарегистрированы. Они смеются в лицо. Это единственная мера, которая может…" – эту мысль он не закончил и перешел к другому аргументу: арест по суду назначается далеко не сразу, сначала неплательщика предупреждают, ему дают срок для оплаты. Агеев попросил не принимать документ, пригласить для консультации главу ФССП Артура Парфенчикова.
Первый зампред комитета Вячеслав Лысаков начал в унисон с Агеевым. "Необратимость наказания в данном случае отсутствует полностью: кто-то имеет десятки штрафов, игнорирует, продолжает нарушать административное законодательство, ведет антиобщественный фактически образ жизни. Человек опасно ведет себя на дороге и в очередной раз это заканчивается трагедией: кто-то погибает под колесами этого отморозка", – говорил Лысаков. Но в итоге фактически поддержал Плигина. "Арест не панацея, нам необходимо менять администрирование в этой части: переводить все по месту жительства нарушителя и расширять санкции за это деяние", – сказал он.
Закончил Лысаков свое выступление конкретным предложением: отказывать гражданам, которые "являются штрафниками", в предоставлении госуслуг при обращении в госорганы. Единоросс Дмитрий Вяткин сомневался. "Это не совсем конституционно", – сказал он и поделился другой идеей, которую можно обсуждать: лишать неплательщиков специального права – возможности управлять транспортным средством. А другой единоросс, Владимир Поневежский, видимо, был за усиление наказаний. "Надо возвращаться к советскому уголовному кодексу", – сказал он, но, правда, развивать свою мысль не стал.
После такого разноголосия Плигин чуть было не согласился с Агеевым. "Давайте уберем из этого текста все, что касается этой нормы. Не плюс – не минус, а оставим действующую [редакцию КоАП], – сказал он. Но ему тут же возразил Поневежский: "Это опять приведет к тем же дискуссиям, которые были". В результате члены комитета все-таки решили одобрить документ, как было запланировано ранее – исключив арест только для тех, чьи нарушения зафиксированы автоматикой. "Это не уменьшит превентивное действие [нормы]", – заверил коллег Плигин. Разбираться с документом Госдума будет на пленарном заседании 16 сентября.