Испанская компания Gestmusic Endemol, которой принадлежат исключительные права на "шоу перевоплощений" в знаменитых музыкантов и актеров, пыталась уличить Первый канал в "воровстве" телевизионного формата при создании передачи "Точь-в-точь". Однако ни первую инстанцию, ни апелляцию убедить им не удалось. Представителю истца не помогли ни ссылки на международные конвенции, про которые якобы забыл АСГМ, ни громкие заявления.
"Телешоу перевоплощений" Your face sounds familiar ("Ваше лицо кажется мне знакомым"), участники которого изображают известных музыкантов и поющих актеров прошлого и настоящего, было создано в 2011 году в Испании. Исключительные права на программу принадлежат испанской компании Gestmusic Endemol (входит в голландскую группу Endemol Entertainment Holding NV), в 2013 году права на формат телешоу приобрела российская "дочка" Endemol – ЗАО "ВайТ Медиа", а сама программа получила в России название "Один в один".
С "ВайТ Медиа" заключил договор Первый канал, который и показал в 2013 году первый сезон "Один в один". Телешоу стало популярным и девять раз возглавляло еженедельный топ-100 самых популярных у россиян программ, по данным TNS. Однако в январе 2014-го "ВайТ Медиа" неожиданно заявила, что второй сезон "Один в один" покажет уже не "Первый", а "Россия 1". Как писали "Ведомости", основатель "ВайТ Медиа" Тимур Вайнштейн объяснял перенос проекта на другой канал проблемами в работе с "Первым", в частности задержками платежей.
Ответ прежнего партнера Endemol был ассиметричным. 2 марта на Первом канале стартовало другое "шоу перевоплощений" – "Точь-в-точь". Это событие и стало отправной точкой для дальнейших судебных разбирательств.
В июне 2014 года Gestmusic Endemol и "ВайТ Медиа" обратились в Арбитражный суд Москвы с иском к Первому каналу (дело № А40-84902/2014). Они требовали прекратить трансляцию программы "Точь-в-точь" на том основании, что она полностью копирует оригинальный формат шоу Your face sounds familiar и тем самым нарушает их исключительные авторские права.
В обоснование своих требований истцы ссылались на так называемую "производственную библию" формата программы, где содержится описание оригинального испанского шоу. Кроме того, компании представили суду заключение искусствоведа Генриетты Гамалея, согласно которому сценарная основа Your Face Sounds Familiar и "Точь-в-точь" содержит "безусловное" сходство по большинству ключевых элементов – теме, сюжету, структуре, образам действующих лиц.
В свою очередь, Первый канал настаивал в суде на том, что программа "Точь-в-точь" является проектом их собственного производства, сценарий для которой писал актер Александр Олешко – ведущий шоу на обоих телеканалах. При этом представители канала не отрицали сходство концепций телепередач, однако отмечали, что российское законодательство не предусматривает такого объекта авторского права, как формат.
Судья Рамзия Хатыпова со всеми доводами "Первого" согласилась и в иске Gestmusic Endemol и "ВайТ Медиа" отказала. Она пришла к выводу, что "производственная библия" формата – это "лишь описание концепции уже существующей испанской телепередачи, а также принципов и методов ее создания". Однако их, по мнению Хатыповой, нельзя считать охраняемыми в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ [объекты авторских прав], поскольку они "не являются частью ее формы, а представляют элементы ее содержания". "Такие способы, методы, идеи и последовательности действий не относятся к процессу творчества, а лишь описывают технологию производства, а следовательно, не являются объектом авторского права", – резюмировала в своем решении судья.
Апелляционную жалобу на решение Хатыповой 9-й арбитражный апелляционный суд рассматривал сегодня, 12 января.
– К сожалению, суд первой инстанции совершенно не разобрался с таким понятием, как формат, – начал свое выступление представитель Gestmusic Endemol Сергей Гусев. – Телевизионный формат – это совокупность оригинальных элементов, созданных творческим трудом. Он включает в себя тему, структуру, которая закладывает общие принципы, создающие оригинальный телевизионный продукт. Сразу необходимо сказать, что рынок телевизионной индустрии построен на том, чтобы обеспечить максимальный рейтинг. Для этого необходимо придумать оригинальную идею, которая заинтересует зрителя…
– Уважаемый представитель, не надо нам всю историю создания программ и передач рассказывать! – прервала его председательствующая судья Дина Садикова. – По сути рассматриваемого спора, пожалуйста! По сути!
Тут Гусев сослался на п. 2 ст. 14 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, которую, по его мнению, суд первой инстанции необоснованно не применил. "Переделка в любую другую художественную форму кинематографических постановок, созданных на основе литературных или художественных произведений, требует разрешения авторов оригинальных произведений", – гласит эта норма.
– Ответчик незаконным образом использовал наш формат и создал программу "Точь-в-точь" на основе нашего формата, – сетовал юрист. – Добросовестные компании приобретают права на формат! Так устроен телевизионный рынок. Однако Первый канал решил создать свою программу, внеся незначительные коррективы! Они создали телевизионный плагиат!
Кроме того, по словам Гусева, суд первой инстанции не дал оценки доводам истцов о том, что действия Первого канала носили недобросовестный характер. Тут юрист сослался на ст. 10.bis Конвенции об охране промышленной деятельности, согласно которой запрещены все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента. "Суд не оценил факт злоупотребления правом со стороны Первого канала, – пояснял представитель Gestmusic Endemol. – А это может разрушить весь телевизионный рынок. Все начнут воровать телевизионные форматы, говоря, что это просто идея. Это приведет к падению престижа Российской Федерации!" Представители "ВайТ Медиа" доводы Гусева поддержали.
В свою очередь юрист Первого канала Александр Бобров заявил, что никакого плагиата не было. "Нами было создано абсолютно новое аудиовизуальное произведение на основе сценария Александра Олешко, с которым был заключен договор", – говорил он. А сама идея создания "шоу перевоплощений", по словам юриста, принадлежит руководству Первого канала.
– В 2006 году начались съемки фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой", одним из продюсеров которого является генеральный директор Первого канала Константин Львович Эрнст, – рассказывал Бобров. – Там использовался высокотехнологичный грим, при помощи которого Сергей Безруков полностью превращался в Высоцкого. Именно после этого фильма [премьера которого состоялась 1 декабря 2011 года] у руководства Первого канала и возникла идея создания "шоу перевоплощений".
А "ВайТ Медиа", можно было сделать вывод из слов Боброва, оказалась в нужном месте и в нужное время. Он говорил, что Первый канал обратился к этой компании, чтобы она произвела специально для него такую телепередачу, а "ВайТ Медиа" предложила снять ее "на основе" Your face sounds familiar. "Мы сказали: "Ребята, ваши проблемы, мы хотим готовый продукт", – продолжал Бобров. – И, собственно, мы им разрешили заключить договор на получение этого формата. В дальнейшем туда включались все охраняемые элементы, участвовавшие в испанской версии". А когда срок действия договора истек, то, по словам Боброва, Первый канал решил, что необходимо "продолжить тему перевоплощений, поскольку был неплохой зрительский интерес".
В итоге появилось шоу "Точь-в-точь", которое, как заявил представитель Первого канала, "полностью и в корне" отличается от "Один в один". "Были созданы новые декорации, названия, заставки, музыка, – говорил Бобров. – Ни одного охраняемого элемента, которые были использованы в телепередаче "Один в один", там не присутствовало. Есть общая идея шоу, и есть два самостоятельных произведения, где ни один самостоятельный охраняемый элемент не копируется!"
В итоге апелляционная коллегия, посовещавшись около 15 минут, оставила решение суда первой инстанции без изменения.