Думский комитет по госстроительству дал возможность все-таки модернизировать российское законодательство о нотариате. Владимир Плигин, его председатель, согласился, что Павел Крашенинников, глава комитета по законодательству, оправданно ставит вопрос о том, что вместо устаревших даже по форме "Основ" нужен закон. Задача ближайшего времени – учесть все то, что с помощью обходных маневров было принято в 2013-2014 годах.
В 2010 году нотариальной корпорации был обещан новый закон вместо устаревших "Основ законодательства", но работа в Минюсте над ним шла медленно, что разрушило надежды нотариата, хотя, возможно, и гипотетические, на рост доходов. Именно отсутствие этого документа стало в 2012 году формальным поводом не вводить обязательное нотариальное оформления сделок с недвижимостью для физлиц.
Но и это не ускорило разработку закона, и в мае 2013 года депутат-единоросс Павел Крашенинников на IV Конгрессе нотариусов России даже пригрозил Минюсту внести альтернативный проект, если ведомство не поторопится со своим. В итоге в сентябре чиновники обнародовали свой проект, но спустя три месяца Крашенинников, которого минюстовский документ не устроил, внес в Госдуму свой.
А сегодня его судьбой занимался парламентский комитет по госстроительству. Его председатель единоросс Владимир Плигин говорил о том, что Крашенинников проведел "глубокую, большую работу по систематизации законодательства о нотариате", но был у него вопрос и к Александре Игнатенко, члену комиссии Федеральной нотариальной палаты по законодательной и методической работе.
– Вы для себя каким-то образом видите работу над новым законом или вас "Основы" устраивают? – поинтересовался Плигин.
– Мы гордимся нашими "Основами", которые позволили существовать нотариату более 20 лет. Они в последнее время претерпели изменения, которые позволили нотариату быть в русле того законодательства, стремительно меняющегося, в том числе и гражданского, которые дают стимул нашему развитию, – ответила Игнатенко.
Изменений в "Основы" в 2013-2014 годах было внесено действительно много. В 2013 году 379-м федеральным законом, например, были серьезно именены правила подсчета голосов на выборах президента ФНП. Представители региональных палат получили возможность голосовать от имени всех их членов, что в конечном итоге сыграло на руку новому главе российских нотариусов Константину Корсику, руководителю самой многочисленной палаты – московской городской. А в 2014-м был принят 457-й закон. Он изменил правила доступа в нотариат и установил, что с 1 января 2016 года появится компенсационный фонд ФНП для выплат пострадавшим от незаконных действий нотариусов. Также благодаря этому закону нотариусы возведены почти на уровень судей: в ст. 6 ГПК (равенство всех перед законом и судом) записано, что "обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута" или "не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия".
– Вы знакомы с подготовленным текстом? В нем что-то кардинально вас не устраивает? – продолжал спрашивать Плигин.
– Подходы по оформлению наследственных прав. В части общей организации [нотариальной корпорации] приняты большие изменения… В регулировании должности нотариуса, в квалификационных требованиях, в формировании компенсационного фонда нотариального сообщества. То есть многие вопросы решены. Мы надеемся, что и законопроект это воспримет, – сказала Игнатенко.
– Вы же все равно не проживете, скажем честно, в "Основах", – заметил Плигин.
– Надо над этим работать, конечно. Но с учетом тех проблем, которые были решены, – отозвалась представитель ФНП.
– Даже по форме не проживете, – продолжал рассуждать председатель комитета. Сам статус документа – "Основы" – делает его неуместным в существующем российском закородательстве. "Оправданно Крашенинников ставит о том, что нужен закон", – сказал Плигин.
– Мы готовы работать над этим, но с учетом того, то было принято, какой вектор был задан, – Игнатенко боролась за сохранение достигнутого, и Плигин ее заверил, что сложившиеся подходы будут учтены. В результате члены комитета проголосовали за возвращение законопроекта Крашенинникову на доработку, чтобы тот учел новеллы за период с декабря 2013 года.
Крашенинников, не присутствовавший на заседании комитета по госстроительству из-за командировки, сказал "Право.Ru", что это будет сделано "в ближайшее время". По его мнению, шанс на принятие документа есть.
Если бы этот шанс стал реальностью, то видоизменение законодательства о нотариате можно было бы ввести в цивилизованные рамки. Между тем все новеллы, о которых говорила Игнатенко, были введены в законодательство по-партизански. Поправки, вписанные в 379-й закон, прошли ко второму чтению через думский комитет по финрынку в правительственный проект о регулировании секьюритизации финансовых активов, в котором от первоначального документа осталась лишь подпись "Президент Российской Федерации". А в 457-м законе идеи нотариата оказались также без обсуждения концептуальных изменений перед вторым чтением.