ПРАВО.ru
Репортаж
13 мая 2015, 15:18

"Квалифколлегия является той священной коровой, которая может уволить судью"

"Квалифколлегия является той священной коровой, которая может уволить судью"
Фото с сайта www.svem.biz

История с назначением и увольнением судьи Арсена Гаджимагомедова добралась до апелляционной инстанции Верховного суда. В середине прошлого года дагестанская квалифколлегия лишила его мантии за то, что он не указал в анкете кандидата на должность судьи сведения о судимых родственниках, а в начале этого года решение устояло в админколлегии ВС. Хотя и с изменениями – первая инстанция поменяла основания увольнения. Вчерашнее решение апелляции в очередной раз удивило и расстроило Гаджимагомедова.

Первое назначение на пост судьи Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан Арсен Гаджимагомедов получил в 2007 году. Через три года его переназначили, а в 2014 году вдруг выяснилось, что дважды в анкете кандидата на пост Гаджимагомедов утаивал сведения о судимости родственников. В ККС Дагестана прознали об этом после того, как в приемную президента РФ в Махачкале поступило обращение супруги одного из родственников судьи. По ее данным, в анкете Гаджимагомедов забыл указать двух судимых братьев и тестя. Чиновники спустили бумагу в Верховный суд Республики Дагестан, а тот в местную ККС уже с представлением о лишении районного судьи полномочий.

31 октября 2014 года так и случилось. При этом дагестанская ККС указала, что дисциплинарного проступка не усмотрено, однако нарушен п. 7.1 ст. 6 закона о статусе судей. Норма оговаривает, что, если вдруг выяснится, что уже работающий судья на момент назначения не соответствовал требованиям закона ( п. 1 ст. 4), то ККС рассматривает вопрос о прекращении его полномочий. Требования же эти таковы: высшее юридическое образование, отсутствие судимости, иностранного гражданства или вида на жительство за рубежом, дееспособность и надлежащее здоровье. Гаджимагомедов в этом перечне не увидел основания для своего увольнения и пошел оспаривать решение ККС в Дисциплинарную коллегию Верховного суда РФ, но в тот же день – 22 декабря прошлого года – его дело передали в Административную коллегию ВС, где его рассмотрела судья Судебного состава первой инстанции Алла Назарова.

Заявитель утверждал, что всем требованиям закона он соответствовал, а родственников не указал, потому, что кто-то умер, а с кем-то он попросту не общается. Решение в первой инстанции было вынесено после второго заседания 15 января 2015 года (подробнее>>). Судья ВС отказала в удовлетворении жалобы и изменила основания для прекращения полномочий судьи. Теперь он считался уволенным по подп. 13. п. 1 ст. 14 закона о статусе судей – за совершение дисциплинарного проступка. Как следует из решения (подробнее>>), ККС верно установила и оценила все обстоятельства дела: Гаджимагомедов был обязан внести в анкету сведения о судимых родственниках, а если считал необходимым, то мог добавить информацию о неприязненных отношениях с ними. Вместо этого, указала судья Назарова, заявитель сознательно утаил данные, которые могли повлиять на его назначение.

Гаджимагомедов решил не останавливаться и пожаловался в Апелляционную коллегию ВС, его дело во вторник 12 мая рассматривала тройка под председательством Галины Манохиной. От ККС Дагестана в суд никто не явился, а вместе с заявителем на заседание прибыл адвокат Абдулла Магомедов. Говорил в основном он, по его словам выходило, что Назарова фактически признала решение незаконным, но вместо того, чтобы его отменить, оставила в силе.

– Суд изменил основания, фактически подменив ККС, которая и наделена полномочиями принимать такие решения. Были ли полномочия у суда первой инстанции делать такое? – Удивлялся Магомедов.

Фактически вокруг этого обстоятельства и строились все рассуждения адвоката. Так он привел содержание ч. 2 ст. 121 Конституции, о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. В связи с этим, обратился он и к ст. 17–19 Закона "Об органах судейского сообщества", в которой закреплены полномочия квалификационных коллегий судей, в том числе – по решение вопросов статуса.

– Квалифколлегия является той священной коровой, которая может уволить судью, – настаивал адвокат, – а почему-то суд первой инстанции вдруг это делает.

Он просил отменить в итоге оба решения, а Гаджимагомедов своего представителя поддержал. Коллегия ВС удалилась на совещание, а спустя 30 минут председатель сообщила, что решение оставлено без изменений. Заявитель выглядел расстроенным и удивленным.