Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала кандидатов на руководящие посты и должности судей в военные гарнизонные и окружные суды. Из двадцати четырех кандидатов отказ получили лишь четверо потенциальных судей. Один не был одобрен из-за отрицательной характеристики бывшего руководителя и неправильное написание фамилии Николая Миклухо-Маклая, второй никак не объяснил "пробелы в биографии", еще одного обошел более удачливый кандидат, а четвертый не прошел без очевидных причин.
Всего в списке на замещение руководящих постов и судейских должностей было 24 кандидата. На своих местах по рекомендации ВККС останутся председатель Краснореченского гарнизонного военного суда Юрий Кравец, председатель Владимирского гарнизонного военного суда Геннадий Шарапов, зампредседателя Дальневосточного окружного военного суда Владимир Меньшиков. Без особых уточнений были назначены на должность заместитель председателя 94-го гарнизонного военного суда Сергей Зайцев, зампредседателя Екатеринбургского гарнизонного военного суда Александр Шестаков, судья Дальневосточного окружного военного суда Александр Агапов, судья Приволжского окружного военного суда Роман Демченко, Виталий Устич, судья Тихоокеанского флотского военного суда. А вот к остальным пятерым претендентам на руководящие должности у ВККС возникали вопросы, связанные с конфликтом интересов, имуществом, "проблемными" родственниками и административными штрафами.
Игорь Шульга, судья Западно-Сибирского окружного военного суда, претендующий на должность председателя Барнаульского гарнизонного военного суда, рассказал членам ВККС, что раньше стать председателем ему мешала адвокатская практика отца в соседнем регионе. Однако сейчас его полномочия прекращены. Кроме того, главы Томского и Западно-Сибирского окружных судов, в которых трудился Шульга, подтвердили, что и ранее конфликта интересов не было: отец кандидата ни разу не участвовал в процессах в судах, где работал его сын.
Еще один вопрос касался административных штрафов, заработанных родственниками потенциального руководителя – его отцом, братом и свояком. "Оплачены ли они?" – интересовались члены ВККС. "Не знаю", – смутился Шульга, пояснив, что не один раз просил близких не подводить его и вовремя оплачивать квитанции. "Тем не менее они вас подводят", – сурово заявил докладчик, но после совещания судья все же получил рекомендацию.
Председатель Томского гарнизонного военного суда Александр Зайнулин, пытающийся занять эту должность во второй раз, в анкете честно указал двух судимых родственников: за взятку, хулиганство и нарушение ПДД. У одного дела были давние, и позже, по словам Зайнулина, часть статей были декриминализированы. Что же касается другой родственницы, то с ней Зайнулин практически не общается, поскольку с детства они воспитывались в разных семьях, а о том, что та была осуждена, узнал от матери. ВККС одобрила такую открытость кандидата и дала ему положительную рекомендацию.
У Артема Суслова, желавшего занять пост зампредседателя Борзинского гарнизонного военного суда, в деле имелись сведения о множестве административных правонарушений – от несоблюдения скоростного режима и правил перевозки пассажиров до нарушения сроков регистрации автомобиля. "У вас всегда такая манера управления транспортом?" – с некоторой иронией поинтересовались члены ВККС, на что кандидат смущенно ответил, что права получил недавно и ПДД нарушал по неопытности. "От уплаты штрафов тоже уклонялись по неопытности?" – последовал еще один вопрос, а Суслов объяснил, что не платил вовремя лишь потому, что с опозданием получал квитанции и сведения о задолженности.
Удивили членов ВККС и зарегистрированные на имя претендента несколько гаражей.
– Сколько у вас машин? – спросили его.
– Одна.
– А гаражей зачем столько?
Судья объяснил, что при строительстве кооператива ему, как юристу, пришлось заниматься оформлением документов за мать и сестру, а после помещения так и остались в его собственности. После недолгого совещания коллегия рекомендовала Суслова на должность.
Судья Полярнинского гарнизонного военного суда Михаил Киселев на пост заместителя председателя претендовал уже во второй раз. Председатель ВККС Николай Тимошин озвучил, что в 2012 году эту должность получил его конкурент Виктор Мишин, но лишь потому, что у него качество рассмотрения дел было выше. Члены коллегии поинтересовались, не было ли у Киселева на этой почве конфликта с более удачливым коллегой. Тот заверил, что между ними были "нормальные рабочие отношения". Более того, когда Мишин ушел на повышение и стал председателем Заозерского гарнизонного военного суда, он звал Киселева к себе в замы, но тот предпочел такую же должность в "родном" суде. И был на нее рекомендован, несмотря на административный штраф, оплата по которому случайно не прошла, о чем судья не знал.
Сергей Некрасов сообщил, что исправил замеченные нарушения в работе: несоответствие приговоров и решений материалам дела. По этой причине был отменен один приговор и 12 решений по гражданским делам. Он объяснил, что снижал сумму компенсации в связи с материальным положением ответчиков, которые не работали или получали низкую заработную плату. "Потом эти решения отменили, взыскали все в полном объеме, сейчас я делаю так же", – пояснил он ВККС и в итоге был повторно рекомендован на пост зампредседателя Ярославского гарнизонного военного суда.
Пожалуй, больше всего вопросов у членов ВККС было к кандидатам, впервые пытающимся занять судейское кресло. Именно здесь "срезались" четверо из списка. При этом без особых проблем рекомендации получили Дмитрий Семашкин, претендующий на должность судьи Кяхтинского гарнизонного военного суда, Антон Воробьев – возможно будущий судья Нижегородского гарнизонного военного суда, Александр Костюк, рекомендованный судьей в Знаменский гарнизонный военный суд, Николай Паскаль, получивший рекомендацию о назначении судьей в Махачкалинский гарнизонный военный суд и Евгений Алешин в Сочинский гарнизонный военный суд.
ВККС, а также представителей ВС РФ и Совета судей насторожила отрицательная характеристика, которую дал своему бывшему сотруднику Олегу Клименко, желающему занять судейское кресло в Московском гарнизонном военном суде, председатель Северо-Кавказского окружного военного суда Михаил Птицын. В частности, он указал что за пять лет работы помощником судьи Клименко так и не овладел всеми необходимыми навыками, проекты решений составляет поспешно, что сказывается на качестве, а написаны они с грамматическими ошибками, которые вызывают обоснованные нарекания. По мнению составителя характеристики, несмотря на хорошую образовательную базу, кандидат не стремится к освоению новых знаний и самосовершенствованию, поэтому рекомендовать его на должность судьи рано. Сам Клименко предположил, что отрицательная характеристика – результат того, что он без ведома руководства сдал квалификационный экзамен на судью. "Может, и не стоило так поступать, потому что Михаил Юрьевич [Птицын] сказал потом, что, раз я это сделал без его разрешения, будут предприняты все меры по моему неназначению", – рассказал он, так и не сумев толком объяснить, почему не обжаловал в суде характеристику, которую не считает объективной.
– Тут указано, что у вас есть проблемы с грамматикой, – напомнил кандидату докладчик.
– Вроде нет, – пожал плечами тот.
– Но ваше заявление косвенно это подтверждает! В нем фамилия путешественника и этнографа Николая Миклухо-Маклая написана неверно, – "поймал" его оппонент.
Тут в защиту подчиненного выступил председатель Московского военного суда Виктор Салатов, утверждавший, что две недели работал с Клименко в качестве помощника председателя суда и никаких ошибок в документах, оформленных им, не видел. "Этот парень исключительно добросовестно относится к своей работе", – заверил собравшихся председатель суда, но это не помогло, ВККС кандидатуру отклонила.
Из двух кандидатов на пост судьи Грозненского гарнизонного военного суда ВККС выбрала Игоря Иванова, несмотря на то что у его родственников имеются административные штрафы, а еще один родственник имеет судимости за хулиганство и отказ от уплаты алиментов. Второй претендент, Магамед Гепаев, попросил рассмотреть его кандидатуру заочно, а в анкете оставил лакуны – не указал, где работал достаточно долгие периоды времени, с 1992 по 2000 год. Кроме того, в деле имелись результаты проверки работы Гепаева Генпрокуратурой Чеченской Республики, в которых сообщалось, что он плохо исполняет свои должностные обязанности: только в 2014 году были отменены или изменены восемь вынесенных им приговоров.
На пост судьи в Калининградский гарнизонный военный суд претендовали Алексей Батенев и Алексей Салов. Совет судей поддержал обоих, ВС РФ отдал предпочтение Батеневу, в результате за него и проголосовали члены ВККС. Возможно, потому, что Салов последние пять лет, после ликвидации в военных частях Балтийского флота юридических должностей, работает на инженерно-технических специальностях, хотя, по его заверениям, выполняет при этом работу заместителя командира полка по правовой работе.
Михаил Лучин, полковник юстиции в запасе, преподаватель права в нескольких институтах Калининграда, экс-заместитель министра здравоохранения области, посчитал, что теперь настало время заняться судейской карьерой и претендовал на должность судьи Калиниградского гарнизонного военного суда. Члены коллегии поинтересовались у кандидата 1960 года рождения, которому уже дважды отказали в получении мантии – в Выборгском гарнизонном районном суде и Читинском районном гарнизоном суде, – почему он так поздно решил стать судьей. Тот ответил, что был занят другой работой, а теперь считает свой юридический стаж достаточным. Однако это квалифколлегию не убедило, рекомендации он не получил.
На сегодняшнем заседании не прозвучали фамилии лишь двоих кандидатов из списка: Юрий Клубков, который хотел занять вакантное место председателя Саратовского гарнизонного военного суда, отозвал свое заявление, а обсуждение кандидатуры Михаила Абрамова, претендующего на должность зампредседателя Владивостокского гарнизонного суда, было отложено.