ПРАВО.ru
Репортаж
10 февраля 2016, 12:21

Обсуждение КоАП: штрафы за переход рельсов в неположенном месте и перегруз

Обсуждение КоАП: штрафы за переход рельсов в неположенном месте и перегруз

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), проект которого уже третью неделю обсуждается в Госдуме, существенно повысит штрафы за нарушения в дорожно-транспортной сфере. С увеличением санкций за переход железнодорожных путей в неположенном месте участники вчерашнего заседания рабочей группы согласились, но за незначительное превышение веса транспортируемых сельхозпродуктов – нет.

У каждого свой метрополитен

Основные поправки в гл. 20 "Административные правонарушения на транспорте" и гл. 21 "Административные правонарушения в области дорожного движения" оказались техническими. Так, например, участники заседания рабочей группы по тексту нового КоАП предложили исключить из ст. 20.1 "Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене" нормы, связанные именно с метрополитеном. Так, ссылаясь на то, что федерального закона о метрополитене в РФ нет, собравшиеся отметили, что не всегда понятно, что такое метрополитен. В частности, во многих субъектах в качестве него используется монорельсовая система и существуют свои законы об ответственности за нарушение правил пользования.

"Получается, что законодательство субъектов частично может продублировать то законодательство, которое есть, применительно к техническим особенностям метрополитена", – резюмировал высказывания собравшихся соавтор нового КоАП, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Таким образом, нормы, связанные с метрополитеном, из ст. 20.1 исключили.

Выше штрафы – меньше трупов

Однако другая часть ст. 20.1, касающаяся прохода по железной дороге в неустановленных местах, осталась неизменной, на что еще раз обратили внимание представители РЖД. За подобное правонарушение новый КоАП вводит штрафы от 500 до 1000 руб., притом что в действующая редакция предлагает наказывать провинившихся в размере от 100 до 500 руб.

Как сообщил Петр Потапов, первый заместитель начальника департамента охраны труда и промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД", ввести такую санкцию в проект документа предложили сами железнодорожники. По его данным, "за 2015 год число травмированных составило 3 тысячи человек, число погибших – две с половиной тысячи". "То есть, пять с половиной тысяч человек на пустом месте", – уточнил Владимир Плигин.

По словам Потапова, РЖД за прошлый год подготовило "выборку по московскому региону, кто (пофамильно) попадает под колеса – в основном это жители Востока". При этом в судах к сотрудникам РЖД уже лежат жалобы от самих пострадавших и их родственников примерно на 3 млрд рублей, утверждал он. По словам Потапова, обратиться в суд может любой родственник, а так как "жители востока многосемейные, сегодня пошла тенденция, что они готовы пожертвовать одним ребенком, чтобы получить вознаграждение". В связи с этим штраф в 100 руб. представитель РЖД назвал смешным. Члены рабочей группы с таким нововведением кодекса спорить не стали.

Два процента за перегруз

Однако не так легко с новыми санкциями согласились собравшиеся в отношении другой статьи – ст. 21.22 "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". Так, Елена Самощенко, начальник отдела депнаучтехполитики Минсельхоза РФ, заявила, что размеры штрафов категорически не устраивают товаропроизводителей. В частности, за превышение допустимой массы транспортного средства и допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2 процентов новый КоАП предлагает административные наказания от 10 000 до 15 000 руб. для должностных лиц и от 100 000 до 150 000 руб. для юридических. В случае, если нарушение выявлено службами автоматической фиксации, то собственнику придется заплатить 150 000 руб. "Если мы возьмем, например, перевозку свеклы, то стоимость самой свеклы составляет примерно 3,5 тысячи рублей за тонну, стоимость груза в 10-тонном "Камаз" свеклы, соответственно, будет 35 000 руб, а ответственность за нарушение правил перевозки – вот эти 2 процента – составит 150 000 руб.", – возмущалась Елена Самощенко.

По ее словам, отследить перевес в два процента в процессе загрузки машины практически невозможно, потому что у производителей сельхозпродукции нет средств весового контроля. Кроме того, вес зависит и от условий, в которых происходит транспортировка, – если, например, пошел дождь, свекла, на которой есть земля, намокнет и станет тяжелее.

"Такие санкции для производителей сельхозтоваров приведут к утрате смысла работать и перевозить эти грузы", – резюмировала Елена Самощенко. С ее точки зрения, "более адекватными" были бы штрафы от 10 000 до 20 000 руб. Дмитрий Вяткин, соавтор КоАП, первый зампредседателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, ответил, что предложенный размер санкции – "согласованная позиция всех участников законотворческого процесса".

Но представитель Минсельхоза настаивала на своем, утверждая, что 2 процента – "нереальная цифра". Более того, ее появление в проекте нового КоАП необоснованно, утверждала Елена Самощенко, потому что даже при расчете нагрузки на дороги допускается погрешность до 5 процентов. "Когда мы говорим про превышение скорости – понятно, что ее нельзя нарушать в принципе, но ответственность начинается с превышения на 20 км, тут она тоже должна начинаться с превышения на 20 процентов", – утверждала представитель Минсельхоза.

В ответ на предложение собравшихся загружать тяжеловесы меньшим количеством груза, представитель Минсельхоза сообщила, что это невозможно, придется гонять Камазы загруженными лишь наполовину. "То есть, либо половину, либо под завязку, а если машина на три четверти загружена, то можно отследить эти два процента?", – уточнил Вяткин. Впрочем, Елена Самощенко и на это ответила отрицательно.

"Если это действительно очень большая проблема, тогда нужно изменять предельно допустимые значения превышения максимальной нагрузки на ось, но решать это не в рамках кодекса", – резюмировал Вяткин. Депутат также призвал участников заседания перестать с помощью низких санкций пытаться изменить правила дорожного движения или других законов или сделать их необязательными. 

Подробнее обо всех заседаниях читайте в подборке "Право.ru": "Обсуждение КоАП – как государство и бизнес спорят о новом Кодексе".

С текстом законопроекта № 957581-6 "Кодекс РФ об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.