В среду депутаты Госдумы продолжили кампанию по самодискредитации. Теперь они продемонстрировали, что могут не только вселять ужас своими законодательными инициативами – такими, как, например, антисиротский закон, но и устраивать цирк.
В августе пошлого года депутаты ЛДПР Ярослав Нилов и Андрей Свинцов внесли в Госдуму законопроект, согласно которому водители, в автомобиле которых есть не менее трех пассажиров, могут выезжать на выделенную полосу для маршрутных транспортных средств. Сейчас это категорически запрещено и наказывается штрафом в 1500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 руб.
"[Эти] полосы простаивают и неэффективно используются, – говорил с трибуны Нилов, а в международной практике, по его информации, "в "час пик" открывается экстраполоса" для машин с определенным числом пассажиров. "Мы будем стимулировать объединение водителей, пассажиров, и это будет снижать нагрузку на дорожную обстановку, разгружать дороги", – рисовал он перспективы.
Устроено все должно быть на высоком технологическом уровне. Водители, которые перевозят трех пассажиров, будут крепить на лобовое стекло автомобиля желтый квадрат, рассказывал Нилов, он будет считываться камерами наблюдения, и штраф за выезд на полосу для общественного транспорта выписываться не будет. Тех же, кто будет незаконно крепить спецзнак и ездить в одиночестве, Нилов предлагает наказывать строго – например, лишать водительских прав. В законопроекте такой нормы нет, ее, по мнению его автора, можно "прописать и ко второму чтению".
Думский комитет по госсроительству был категорически против этой инициативы. Его член, единоросс Вячеслав Лысаков назвал предложение Нилова и Свинцова "фантастически опережающей время". "Ни в одной стране мира выделенные полосы для общественного транспорта не используются другими категориями транспорта. Не надо фантазировать, – сказал он, но потом все же поправился: – Этим занимается только Израиль, и там действительно есть спецтехника, которая в автоматическом режиме определяет количество пассажиров в автомобиле".
В России же нет такой аппаратуры, а фиксировать число пассажиров в ручном режиме "абсолютно глупо и бессмысленно", говорил Лысаков. По его мнению, в случае приятия такого закона "вся [выделенная] полоса будет забита легковыми автомобилями с этими симпатичными желтыми квадратами". Принятие этого документа только усугубит ситуацию с пробками, резюмировал он.
Официальная же позиция комитета заключалась в том, что для предлагаемого изменения отсутствуют правовые основания – нет соответствующих норм в Правилах дорожного движения.
На это можно было бы возразить, что ПДД, утверждаемые правительственными постановлениями, являются нормативным актом более низкого уровня, а потому их содержание не может быть основанием для принятия или непринятия законодательного акта, но выступать с такой аргументацией депутатам, видимо, было скучно. Взамен Нилов предположил, что были времена, когда интернет, мобильный телефон и iPad казались фантастикой. "У Цукерберга, основателя Facebook, есть главный лозунг: двигайся вперед и ломай стереотипы. Поэтому человек в молодом возрасте уже миллиардер, достигает успехов, – говорил депутат. – Если считать на счетах и искать причины, чтобы ничего не делать, то так и будем плестись в конце очереди".
Проблема пробок, конечно, беспокоит депутатов. Эсерка Татьяна Москалькова согласилась с Ярославом Ниловым, что полосы для общественного транспорта можно было бы использовать более эффективно, а ее коллега Олег Нилов предложил развивать "дешевое и качественное такси", а также разрешить этим машинам ездить по выделенным полосам. Но к инициативе элдепеэровцев эти рассуждения не имели никакого отношения, и после лаконичного напоминания единоросса, члена комитета по госстроительству Владимира Поневежского о том, что в ПДД нет необходимых норм, а парламент не может принимать "незаконные или полузаконные решения", законопроект № 120912-6 "О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" был отклонен.
С текстом документа можно ознакомиться здесь.