ПРАВО.ru
Репортаж
30 августа 2013, 23:40

"Русский Брейвик" в беседах с экспертами был "воодушевлен" убийством

"Русский Брейвик" в беседах с экспертами был "воодушевлен" убийством
Фото с сайта www.mn.ru

Судья по делу юриста сети аптек "Ригла" Дмитрия Виноградова, расстрелявшего шестерых коллег, выгнал с допроса независимого специалиста, заподозрившего у убийцы шизофрению. Такой вывод специалисты сделали исходя из того, что "русский Брейвик", напичканный антидепрессантами, через три месяца после расстрела был "воодушевлен" содеянным. Независимые эксперты решили, что психическое состояние Виноградова нужно исследовать повторно. Однако судья заявил, что "не даст порочить" имеющуюся экспертизу, признавшую подсудимого вменяемым.

29-летний юрисконсульт сети аптек "Ригла" Дмитрий Виноградов устроил бойню в офисе компании утром 7 ноября прошлого года. Переодевшись в своем кабинете в камуфляж, он, с двумя ружьями в руках, направился в финансово-экономический отдел, по дороге застрелив Дениса Моисеева. В отделе он стал палить по сидевшим там коллегам. В результате Елена Лапшина, Наталья Плеханова и Александр Бирюк погибли на месте. Антон Третьяков, Денис Моисеев и Никита Стрельников скончались в Институте им. Склифосовского. Теперь он обвиняется по п."а" ч.2 ст.105 УК, ч.3 ст.30, п."а" ч.2 ст.105 УК (убийство двух и более лиц, покушение на убийство двух и более лиц, до пожизненного лишения свободы) и ч.1 ст.280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, до трех лет лишения свободы).

Об убийстве в суде рассказал замначальника отдела экономической безопасности "Риглы" Александр Власов, в то утро бывший в своем кабинете на том же этаже.

- В 10 часов утра раздался резкий хлопок, как будто упал шкаф. Через несколько минут еще один. Потом приглушенные шлепки, а потом истошный крик: "Помогите, убивают!"

Свидетель рассказал, как они с коллегами — Владимиром Багдасаряном, Сергеем Новиковым, Шориным (его имя свидетель не назвал — "Право.Ru") — вбежали в финансово-экономический отдел, увидели забрызганное кровью стекло и услышали крик начальника отдела Юрия Марченко: "Мужики, помогите, я не могу больше его держать!" "Четыре здоровых мужика с трудом могли его скрутить, — пояснил свидетель. — Мы его узнали после того, как связали скотчем".

На одном из заседаний Виноградов признал себя виновным, но добавил, что "тогда не совсем мог контролировать себя". В этом он сошелся с мнением экспертов Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Его комиссия пришла к выводу, что в момент нападения Виноградов страдал психическим расстройством, которое ограничивало его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, однако этот факт не исключает вменяемости обвиняемого.

Сегодня в суде выступили два судмедэксперта, проводивших экспертизу. Мария Геленко рассказала, что Виноградов ежедневно наблюдался у них два месяца – в два раза дольше обычного срока. По ее словам, все члены комиссии неоднократно с ним беседовали. Второй эксперт — старший научный сотрудник, медицинский психолог Ольга Савинова - отметила, что он отвечал на все вопросы экспертов. На вопрос представителя потерпевших, как можно охарактеризовать избранный Виноградовым способ убийства с точки зрения психиатрии, она сказала, что у него шизотипическое личностное расстройство.

После них по инициативе защиты Виноградова допросили специалиста Независимой психиатрической ассоциации России Юрия Савенко. Перед его допросом адвокат отметил, что независимые специалисты Любовь Виноградова и Савенко сочли экспертизу неполной и односторонней и пришли к выводу, что необходимо повторное исследование.

- Порочить экспертизу я не дам, сразу говорю, это доказательство! – предупредил судья Сергей Подопригоров.

И сдержал слово – большинство вопросов адвоката Александра Савенкова, как специалист оценивает экспертизу, судья снял, каждый раз напоминая, что это относится исключительно к компетенции суда.

По словам независимого специалиста, текст манифеста Виноградова, размещенный им рано утром перед бойней в соцсети "Вконтакте", не был обсужден и проанализирован экспертами. "Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! – написал "Русский Брейвик". — Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста" (более подробно здесь).

- В экспертизе сказано, что он (Виноградов – ред.), обсуждал манифест с экспертами через три месяца после расстрела – а за это время его лечили лошадиными дозами сильнодействующего препарата амитриптилина, по 12 таблеток, — сказал специалист.  - После этого он умиротворенно говорит, что воодушевлен тем, что он сделал — идеи сохраняются, а это критерий бреда.  

На вопрос адвоката, может ли у Виноградова быть более тяжелое расстройство, Савенко заявил, что "тут можно думать о шизофрении". Остальные вопросы, касающиеся оценки экспертизы, судья снял.

- Это научная дискуссия, какая оценка?! – возмутился специалист.

- Это суд, я вам напоминаю, если вы заблудились, — судья был резок.

А на попытку Савенко что-то возразить, выгнал его, пригрозив штрафом.