Необычная история случилась с мировым судьей Жанной Денисовой. В январе квалификационная коллегия судей Москвы с подачи главы Мосгорсуда Ольги Егоровой рекомендовала ее на новый срок в судебном участок №345 района "Хорошевский". А уже в марте передумала — и тоже с подачи Егоровой. 27 марта председатель столичного суда, посетив городскую думу, направила в ККС что-то такое, что уже на следующий день коллегия приняла решение кандидатуру Денисовой отклонить. Судья пожаловалась в ВККС, и заключение отменили.
В 2010 году Денисова на три года стала мировой судьей участка №345 на Ходынском бульваре, а когда срок подошел к концу, подала документы на конкурс. Больше на место никто не претендовал, и 17 января 2013 года ККС Москвы, изучив ее документы, решила поддержать кандидата. В том же январе Денисова прошла курсы повышения квалификации, а через два месяца, 27 марта "около 17:30 позвонили из квалифколлегии и сообщили, что завтра [28 числа] в 11 будет рассматриваться ее [Денисовой] вопрос", докладывала заявитель.
Прибыв утром в ККС, судья узнала, что председатель Мосгорсуда Ольга Егорова с заключением о рекомендации не согласилась и направила в коллегию "ряд характеризующих материалов". В тот же день ККС вынесла заключение о нерекомендации на должность. По словам Денисовой, никаких новых вопросов на заседании не обсуждалось, а из полученной позднее мотивировки она узнала, что якобы "указала в анкете кандидата недостоверные сведения и не указала, что к административной ответственности привлекались ее отец и брат". Денисова пожаловалась в ВККС.
- Я не скрывала факты привлечения к ответственности моих родственников, они оплатили все штрафы, — поясняла она в четверг на заседании Высшей квалификационной коллегии судей.
Не отрицала она и того, что в 2011 году ей вынесли предупреждение (привлекла к оказанию помощи аппарату мирового судьи одну из сторон, детали уточнить не удалось, на сайте ККС информация отсутствует – прим. авт.). Но во-первых, спустя год дисциплинарное взыскание считается погашенным, а во-вторых, про нарушение, по словам Денисовой, всем было известно, оно обсуждалось на первом заседании ККС Москвы, которое закончилось положительной рекомендацией. Она попросила отменить заключение квалифколлегии, потому что оно необоснованно и незаконно: "никаких обстоятельств не скрывала, в анкете претендента все указала, как есть".
- Отменили-то рекомендации по вновь открывшимся обстоятельствам? – спросил кто-то из судей.
- Для меня тут нет вновь открывшихся. Что там за учетно-характеризующие материалы отправила Ольга Александровна мне неизвестно, меня с ними так и не ознакомили. Об их существовании я узнала из мотивировки. Но на мартовском заседании обсуждались те же вопросы, что и на январском, — пояснила Денисова.
- Я могу подтвердить, что в анкете от 3 мая 2012 года, в разделе о том, привлекались ли родственники, Денисова указала об имеющихся фактах, — пояснил докладчик завкафедрой уголовного права Уральской государственной юридической академии Иван Козаченко.
- На заседании даже не обсуждалось, что я что-то скрыла. Я увидела это только в мотивировке, — расстроено повторила Денисова.
За комментариями ВККС обратилась к представителю ККС — судье Зюзинского районного суда Сергею Груздеву. Он пояснил, что "оценка качеств судьи относится к исключительной компетенции квалифколлегии", и они приняли такое решение. Что касается довода [Денисовой], что она ранее, 17 января 2013 года, получила рекомендацию, то этот документ не является предметом ее жалобы и не может являться предметом рассмотрения в рамках настоящего заседания, — добавил он.
- А что вам стало известно такое к 28 марта, хоть один факт? – поинтересовался Козаченко.
- Егорова сообщила, что на заседании в Мосгордуме (решение по назначению принимает законодательный орган субъекта) выяснилось, что она привлекалась к дисциплинарной ответственности, — ссылаясь на протокол заседания ККС от 28 марта, пояснил Груздев.
- Конкретно назовите обстоятельства, — попросил один из судей. — Обстоятельства, которые вам были неизвестны в январе.
Члены ВККС забросали представителя столичной квалифколлегии вопросами: "Что случилось, что она [Денисова] перестала удовлетворять высокому званию судьи?", "Какой нормой права вы руководствовались, отменяя первое решение?", "Что кроме обращения Егоровой, было нового?".
- На первом заседании Егорова поддерживала данную кандидатуру? - прервав недоуменные реплики судей, спросила Тамара Корчашкина из Верховного суда.
– Да, — ответил Груздев.
В обсуждение вмешался докладчик: "Я вам вот что сейчас зачитаю, заключение от 17 января – выслушав кандидата на должность…, оценив предоставленные документы…рекомендовать Денисову; от 27 марта все идет буква в букву, только вывод разный. Отличается только датами и частицей "не"".
- А кто вас привлекал к ответственности? – спросил один из членов ВККС у Денисовой.
- ККС Москвы, — ответила она.
- И вы утверждаете, что вам не были известны эти обстоятельства? – удивленно сказал председатель, член президиума ВС Николай Тимошин, обращаясь к представителю столичной ККС, но ответа дожидаться не стал, и коллегия осталась на совещание.
На решение потребовалось около 10 минут, мартовское заключение ККС было отменено. Теперь слово за Мосгордумой.