В деле Ирины Беленькой, подавшей на развод и попытавшейся вывезти своего ребенка из Франции, не все так однозначно, тем более что многое, как выясняется, осталось за кадром. Адвокаты Беленькой добились ее освобождения из-под стражи, однако неразрешенными остаются многие вопросы, в т.ч. касательно прав на ребенка и степени вины россиянки – уголовное дело, инициированное ее мужем Жан-Мишелем Андре, никто закрывать не спешит. На наши вопросы ответил адвокат Ирины Грегуар Ринкур.
- Г-н Грегуар, на первом же заседании во Франции Ирина Беленькая была освобождена из-под стражи. Как удалось убедить суд?
- Должен сказать, что это очень хороший результат, мы этого не ожидали. Безусловно, надеялись, что Ирину освободят, но не были уверены, что ей будет разрешено выехать в Россию. Обычно устанавливаются какие-то ограничения, в т.ч. ограничивается передвижение, но все сложилось очень удачно. Мне кажется, что это, в первую очередь, заслуга Ирины: она прекрасно выступала, держала себя в суде, была очень откровенна. Она просто объяснила, зачем попыталась вывезти ребенка, чем руководствовалась, и в результате убедила суд.
- Насколько мне известно, существует некий документ – проект мирового соглашения? Оно уже подписано?
- Мировое соглашение было подписано только одной стороной — нашей. Мы хотели, прежде всего, дать понять, что Ирина готова разделить воспитание ребенка с мужем, что она не ставит перед собой цель отобрать ребенка. Ирина прекрасно понимает, что роль отца крайне важна в воспитании Элизы, тем более что она не хочет лишать ее французской культуры. Именно поэтому мы инициировали проект мирового соглашения, предварительно связавшись с адвокатом Жан-Мишеля Андре. Каждый пункт соглашения был согласован. Готовый документ Ирина Беленькая подписала, будучи в Венгрии, где она была задержана.
- То есть мировое соглашение в настоящее время находится на рассмотрении у противоположной стороны?
- Совершенно верно. Повторюсь: на документе стоит только одна подпись. Г-н Андре обещал подписать этот документ около месяца назад.
- И о чем в нем говорится?
- К сожалению, я не могу об этом сейчас говорить, поскольку соглашение остается конфиденциальным до момента его подписания обеими сторонами. Впрочем, не секрет, что мы предлагаем разделить права на ребенка между родителями таким образом, чтобы ребенок мог находиться с ними равное количество времени. По крайней мере, до того момента, когда Элиза пойдет в школу. Мировое соглашение – это своеобразный рамочный договор, причем крайне взвешенный.
- Таким образом, документ определяет равные права матери и отца. Но при этом ребенок остается во Франции…
- Учитывая, что мировое соглашение пока не подписано противоположной стороной, все остается без изменений. Французским судом было принято несколько решений в отсутствие Ирины Беленькой, и все права на ребенка были оформлены на ее мужа. В отсутствие ответчика г-н Андре представил свою версию произошедшего, и суд, приняв во внимание доводы, предоставил ему все права. Мировое соглашение может повлиять на эту ситуацию.
- Если противоположная сторона не пойдет на подписание мирового соглашения?
- Я надеюсь, что все, о чем мы договорились, будет выполнено. На мой взгляд, г-н Андре несколько запутался, он смешивает конфликт с женой и ситуацию с ребенком, и ему тяжело идти на переговоры, но я не теряю надежды. 12 июня должно состояться очередное слушание, мы намерены защитить свою позицию перед судом и представить проект мирового соглашения. Надеюсь, что к тому времени оно будет подписано. Но мы в любом случае будем отстаивать нашу позицию.
- То есть 12 июня будет рассматриваться именно вопрос касательно мирового соглашения?
- Вопрос касательно прав на ребенка. Во французской практике есть понятие "родительский авторитет". Ирина Беленькая была лишена этого авторитета, напомню, в ее отсутствие.
- Когда можно ожидать решение суда?
- Через неделю-две. Крайне редко решение принимается сразу в день проведения слушания.
- Насколько серьезные обвинения выдвинуты мужем Ирины Беленькой в рамках уголовного дела?
- В уголовном деле всего 3 пункта. Первый касается ноября 2007 г., когда Ирина вывезла ребенка в Россию. Затем она попыталась вывезти Элизу в марте 2009 г. Наконец, она проходит как соучастник нападения на г-на Андре. Я надеюсь, что первый пункт будет снят, поскольку на тот момент, когда Ирина Беленькая впервые решила вывезти ребенка, не существовало никаких ограничений, не было соответствующего судебного решения.
В ноябре 2007 года она получила исковое заявление, и заседание должно было состояться уже на следующий день по его вручении. Не зная французского языка, ей буквально за несколько часов нужно было найти адвоката. Конечно, она растерялась и испугалась. Тем более что муж вел себя довольно напористо, заявляя о полных правах на ребенка. Это, по большому счету, и спровоцировало Ирину, и она решилась на крайний шаг. Тем более, что муж изначально был против ребенка, настаивая на аборте. Фактически Ирина решила спасти ребенка во второй раз, вывезя его в Россию.
- А когда будет рассматриваться уголовное дело?
- С учетом загруженности судов, не раньше следующего года. Возможно, к концу 2010 года все станет понятно. В настоящее время дело находится в первой фазе. Следователь выслушал Ирину и ее мужа. Возможно, они будут вызваны повторно. После этого материалы будут переданы в прокуратуру, которая может выдвинуть какие-то обвинения и довести дело до суда. Или закрыть дело. Но, учитывая последнее заседание, я спокоен по этому вопросу. У нас очень хорошие шансы, и, думаю, все удастся решить.
- Как происходит общение с противоположной стороной?
- Должен сказать, г-ну Андре повезло, что его интересы представляет Виктор Джой. Он сделал все, чтобы мы нашли точки соприкосновения, и в этом смысле крайне положительно влияет на своего клиента. Он проделал очень серьезную и большую работу, у нас установились хорошие рабочие отношения. Иные адвокаты, наоборот, видят свою основную цель в обострении конфликта, но, на мой взгляд, в семейных делах это неправильно.
- Участие российской стороны как-то способствовало разрешению конфликта?
- Безусловно. Россия очень достойно себя повела и очень сильно помогла Ирине Беленькой, и она благодарна, на самом деле. Я считаю, ей крайне повезло, что Анатолий Кучерена взялся за это дело, что вся Россия проявила такое участие и внимание и следит за перипетиями этого дела – и когда Ирина была в Венгрии, и потом, когда она прилетела во Францию. Как Вы, наверное, знаете, ей была выделена квартира. Это очень существенный фактор при рассмотрении вопроса о правах на ребенка – где он будет жить.
- В какой-то момент появились сообщения, что, якобы, российский суд признал права матери на ребенка…
- Российский суд не занимался этим вопросом. Точнее, со стороны Ирины Беленькой было подано заявление об установлении запрета на вывоз ребенка за границу. Она подала заявление, но оно не было рассмотрено.
- В ходе слушаний в суде упоминались другие подобные конфликты? В конце концов, говорить о беспрецедентном деле не приходится…
- Естественно. Это вечная фантазия, что русские увозят детей в Россию и никогда никому их не отдают. Г-н Анри активно использует эту аргументацию. Но я считаю, что это неправильно. Все должно остаться в прошлом. И г-н Андре, и Ирина Беленькая должны смотреть вперед, думать о будущем и постараться оградить ребенка от этого конфликта. Ирина настроена именно на это. Надеюсь, г-н Андре тоже.
Беседовал Владимир Ядута, Право.Ru