Несколько американских юристов, чьи компании имеют представительства в РФ, рассказали об отношениях России и США, их влиянии на юрбизнес, а также о том, кому из крупнейших международных фирм удастся выжить на российском юридическом рынке на фоне конфронтации Москвы и Запада. Об этом пишет American Lawyer.
"Я, конечно, не хочу называть это холодной войной", – говорит Джонатан Нелмс, партнер международной юридической фирмы Baker McKenzie, три года проработавший в московском офисе компании. Однако, по его словам, отношения между двумя странами "достаточно охладились", что сказалось на американских юрфирмах, имеющих представительства в России.
Издание пишет, что несколько лет назад компания наняла ряд квалифицированных специалистов, и эти назначения были достаточно громкими для российского юридического рынка. Однако сейчас, на фоне ухудшения отношений между Россией и США и активного обсуждения конфликта в Сирии крупным международным компаниям хочется как можно меньше привлекать к себе внимание со стороны властей. "Если геополитическая ситуация плохая, для некоторых из них (фирм) экономическое положение не лучше, особенно для тех, кто представляет интересы крупных клиентов в нефтяной промышленности. Многие боятся потерять клиентов и из России, и из США", – пишет журнал.
В отношениях Москвы и Вашингтона становилось все больше напряжения с тех пор, как администрация Барака Обамы ввела санкции против российских граждан и предприятий в ответ на присоединение Крыма к РФ, а также поддержку президента Сирии Башара Асада. Напряженность усилилась и после того, как Конгресс США и американские правоохранительные органы, заявили, что Москва вмешивалась в ход президентских выборов в Соединенных штатах (см. "Конгресс США намерен ограничить самостоятельность Трампа по антироссийским санкциям").
Однако для юридических фирм главный вопрос заключается в том, насколько напряженные отношения, а тем более санкции, могут помешать "трансграничному сотрудничеству между россиянами и их американскими и европейскими коллегами". Наихудший вариант, пишет AL, это "чистка": Кремль может лишить многие американские компании, в том числе юридические, возможности работать в пределах страны. Правительство уже наложило ряд ограничений на кредитные карты и компьютерных разработчиков из США (см. "Зарубежный софт могут исключить из государственных информационных систем").
Партнер западной юрфирмы, который несколько раз в год приезжает в российское представительство этой компании (имя не указывается, собеседник издания пожелал сохранить анонимность – прим. ред.), отметил, что санкции в 2014 году "заморозили" значительную часть западного бизнеса, ориентированного на Москву. Однако нынешняя атмосфера в Вашингтоне, где "все русское уже стало некоего рода клеймом", вовсе испортила и без того обостренные отношения.
С этой точкой зрения согласны и другие партнеры юрфирм, ведущих бизнес в России. Они отмечают, что падение цен на нефть в сочетании с политическими нападками на Россию представляет собой "двойной удар" для международных юридических фирм, работающих в Москве. Также эксперты говорят, что российские компании "проявляют некую неуверенность", прибегая к услугам американских и британских юридических фирм. Однако, по словам юристов, пока этих "сомнений недостаточно для того, чтобы полностью прекратить отношения с зарубежными компаниями.
Нелмс отмечает, что его юрфирма сталкивается с меньшим риском негативных действий и ограничений со стороны российского правительства в отличие от конкурентов Baker McKenzie. Это, поясняет адвокат, связано с тем, что американская компания исторически старается нанимать в свои зарубежные офисы только местных юристов. Также Baker McKenzie уделяет большее внимание локальным клиентам, представляющим местный бизнес, а не международным, которые занимаются трансграничными операциями и судебными разбирательствами. Таким образом, отмечает Нелмс, его фирме удастся избежать любых ограничений и давления, связанных со столкновением интересов России и Запада.
И, кажется, тактика "локальности" работает, пишет издание. "Все (сотрудники международных юрфирм) стали больше русскими", – шутит один из партнеров международной юрфирмы, отмечая, что теперь во многих компаниях единственное иностранное имя – это вывеска с названием фирмы на двери.