ПРАВО.ru
Интерправо
25 сентября 2009, 18:57

Как Европа, Россия и Америка борются с компаниями-монополистами

Как Европа, Россия и Америка борются с компаниями-монополистами
Абсолютного успеха в борьбе с монополиями пока не добилась ни одна страна

Одной из главных причин мирового экономического кризиса эксперты считают то, что на рынке ослабла конкуренция. Виной тому — крупные компании, называемые монополистами. Они и сами не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, и более гибким мелким предприятиям мешают развиваться, доминируя в различных сферах и отраслях производства, диктуя свои условия. Это сдерживает развитие экономики. Чтобы переломить ситуацию, правительства многих стран стремятся создавать все условия для конкуренции, в том числе разрабатывая специальные законы. Что это за законы и насколько успешно они ограничивают диктат компаний-монополистов?

В Европе пытаются действовать на опережение и не допускать образование картелей

Изначально в европейском законодательстве существовало множество законов по борьбе с конкуренцией: и Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 1883 года, и антимонопольный закон 1989 года, и испанский Закон "О пресечении недобросовестной конкуренции" 1991 года.

Сейчас в Евросоюзе действует специальная комиссия по защите конкуренции. Главной ее целью является "борьба против картелей и обеспечение условий конкурентоспособности на рынке товаров и услуг". Она рассматривает дела в сфере энергетики, финансовых услуг, информации и коммуникационных технологий и др. Основополагающим документом, регулирующим деятельность комиссии, является Европейское экономическое соглашение. Также Комиссией подписаны двусторонние соглашения со странами-кандидатами в ЕС и балканскими государствами. Специализированные соглашения о сотрудничестве заключены также с США, Канадой, Японией, Южной Кореей. Двусторонние соглашения подписаны с акфриканскими странами, Китаем, Египтом, Россией, Молдовой, Украиной и рядом других стран.

Примечательно, что в делах, рассматриваемых комиссией, фигурируют вполне узнаваемые компании: Deutsche Bank v Deutsche Postbank (COMP/M.5446, 06/02/2009), EQT Group v KMD (COMP/M.5437, 06/02/2009), Gaz de France v Savelys (COMP/M.5216, 04/08.2008) и многие другие.

Европейская политика носит упреждающий характер и основана на противодействии крупным компаниям, которые склонны к картельным сговорам. Большое внимание уделяется горизонтальным картельным соглашениям, которые представляют собой сговор компаний одной отрасли с целью получения монопольной прибыли посредством устранения или ограничения конкуренции на рынке. При этом наиболее распространенной формой картельных соглашений является согласованное установление цен на продукцию.

Статистика Европейской комиссии по защите конкуренции впечатляет: с 1990 года было рассмотрено 4165 дел о защите конкуренции. Из них 347 дел было рассмотрено в 2008 году, 150 — за первые восемь месяцев текущего года. В связи с углублением кризиса комиссия была вынуждена обратить особое внимание на финансовые институты и принять меры по государственному управлению, рассчитанные на период до 2010 года.

Америка старается заглушить тресты и защитить конкуренцию

В США большое значение имеет антитрастовое законодательство. Причем предвестником американского закона о защите конкуренции стала английская доктрина сдерживания торговли, которая легла в основу первого антимонопольного закона США — так называемого акта Шермана. Закон был весьма актуален еще в начале XX века, во время президентства Теодора Рузвельта.

Акт Шермана, принятый в 1890 году под давлением движения рабочих и фермеров, назван по имени автора — сенатора Джона Шермана. Закон был чрезывачно прост: вне закона становилось любое объединение в форме треста, незаконными объявлялись соглашения, направленные на ограничение торговли. Однако на практике закон не препятствовал ни деятельности старых, ни образованию новых трестов. В 1892-1896 годах из пяти судебных процессов против трестов четыре завершились благоприятным для них исходом.

Россия стремится сделать тендеры прозрачными и открытыми

Законодательство должно время от времени меняться. Об этом говорят представители Соединенных штатов Америки, в своих ежегодных докладах отмечает европейская Комиссия по защите конкуренции. Россия также старается не отставать. Так, планируется дополнить Федеральный закон от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" новой главой, которая предусматривает введение особого регулирования проведения конкурсов, аукционов государственными корпорациями, дочерними обществами государственных корпораций, субъектами естественных монополий и организациями, осуществляющими эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло- и газоснабжения, по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также организациями, доля участия Российской Федерации в которых составляет сто процентов, не являющиеся государственными или муниципальными заказчиками.

Данный закон обяжет субъекты монополий проводить аукционы и конкурсы по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.08.2009).

Предполагается, что естественные монополии будут вынуждены выйти из тени, чтобы проводить конкурсы в соответствии с новыми требованиями. Однако сложно даже предположить, что эти законодательные штрихи смогут принципиально решить проблему развития конкуренции.

Абсолютного успеха в борьбе с монополиями пока не добилась ни одна страна

Однако ни законодательство США, ни политика Евросоюза не способны в полной мере защитить конкуренцию и побороть монополистические настроения рынка, и проблемы все чаще обсуждаются в рамках международных организаций, среди них Конференция ООН по Торговле и Развитию, Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, Всемирная Торговая Организация.

Екатерина Шестакова