Правительство Польши опубликовало окончательный отчет в связи с расследованием катастрофы Ту-154 президента Леха Качиньского под Смоленском 10 апреля 2010 года. С текстом 350-страничного документа можно ознакомиться в разделе "Документы".
Мнения о вине и ответственности за авиакатастрофу в отчете не содержится, однако из отчета ясно, что к катастрофе привели как ошибки экипажа, так и наземных служб.
В выводах комиссии указываются недочеты и нарушения, допущенные польской и российской сторонами на различных этапах полета: его организации, подготовки экипажа. Недочеты были обнаружены также во взаимодействии персонала и подготовке наземного персонала.
В частности, отмечается, что программа подготовки правительственных пилотов в Польше не отвечает современным требованиям. В частности, в 2009 и 2010 гг командир воздушного судна не совершал тренировочных полетов. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что система освещения на аэродроме "Смоленск-Северный" работала неудовлетворительно. Кроме того, к трагедии могло привести и недостаточное метеорологическое обеспечение полета. В целом, комиссия признала аэродром не готовым к безопасному приему воздушных судов.
В целом, причиной происшествия Комиссия назвала снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости и в метереологических условиях, не позволяющих установить визуальный контакт с землей, и опоздавшее начало процедуры ухода на второй круг. К этому, в свою очередь, привели ошибки экипажа и диспетчеров, а также ненадлежащая летная подготовка пилотов. Также аварии способствовали ненадлежащее взаимодействие между членами экипажа.
Правительственный лайнер Ту-154М, на борту которого находились президент Польши с супругой, ряд депутатов парламента страны, а также большая часть военного руководства республики, потерпел крушение 10 апреля 2010 года под Смоленском. В результате катастрофы все 96 человек на борту самолета погибли. Польская делегация направлялась на памятные мероприятия в Катынь.
Ранее брат погибшего президента Польши Ярослав Качиньский возложил ответственность за крушение самолета на российскую сторону. Об этом говорилось в докладе, представленном польской оппозицией. В докладе отмечалось, что российская сторона разрешила посадку при практически нулевой видимости, а также предоставила польским пилотам некорректные данные об условиях посадки.