Европейский суд, высшая судебная инстанция Евросоюза, вынес решение, которое станет ударом по европейским ученым-генетикам: суд запретил патентование результатов исследований, проводимых с помощью человеческих эмбрионов. Ученые в США и других неевропейских странах, напротив, оказались в выигрыше, в то время как их европейские коллеги опасаются резкого снижения финансирования исследований со стороны частных компаний и нарушений прав на интеллектуальную собственность.
Решение не запрещает проведение экспериментов с использованием эмбрионов, которые предполагают его разрушение, но лишает коммерческого смысла исследования стволовых клеток, проводимые компаниями, работающими в области биотехнологий и фармацевтики. Ожидается, что объем инвестиций в область исследования стволовых клеток, интерес к которой в последние годы заметно возрос, резко сократится. Это может оказаться фатальным для европейской науки, которая существенно отстанет от разработок США.
"Компании не будут инвестировать в эти технологии, потому что не получат гарантированных прибылей, что становится возможным благодаря патентованию", — заявил ученый из Университета Бонна Оливер Брустл – его технология по созданию нервных клеток из клеток человеческого эмбриона и оказалась в центре судебного разбирательства. Полученный в 1997 году патент Брустла на технологию был оспорен в Германии на основании того, что одна из директив ЕС налагает запрет на патентование изобретений, коммерциализация которых нарушает нормы правопорядка и нравственности. Суд в Германии признал патент ученого недействительным. После апелляции Федеральный суд Германии передал дело на рассмотрение Европейского суда в Люксембурге. Решение Европейского суда является окончательным.
"То, что они (Greenpeace) расценивают как победу, может оказаться катастрофой для разработки лекарств, спасающих жизни людей", — сказал Брюстл.
Greenpeace, со своей стороны, подчеркивает, что выступает категорически против патентов на растения, животных, гены и части ДНК, одобряя только патентование изобретений.
"Мы не против исследований стволовых клеток человека, — говорит представитель организации Кристоф Тен (Christoph Then). – Но это предполагает коммерциализацию человеческого тела, и тут мы выступаем против."
Решение Европейского суда по сути дает возможность ученым неевропейских стран безнаказанно и абсолютно бесплатно пользоваться изобретениями их европейских коллег, не опасаясь ответственности за нарушение законов ЕС об интеллектуальной собственности. Однако у европейских ученых по-прежнему остается возможность приобретения неевропейских патентов. На патенты, полученные за пределами ЕС, решение суда не распространяется. Таким образом, Европа практически будет заниматься экспортом знаний, отмечают европейские специалисты.
Сильнее всего, пострадают ученые в Швеции и Великобритании – основная масса зарегистрированных патентов на открытия, связанные со стволовыми клетками, приходится именно на эти страны.
В США дело с исследованиями в этой области обстоит несколько иначе. В сентябре 2010 года Апелляционный суд Вашингтона признал законным федеральное финансирование исследований стволовых клеток, взятых из эмбрионов человека. Теперь в США вновь действуют правила финансирования научных исследований, введенные Бараком Обамой в начале 2009 года. Правила позволялют использование стволовых клеток, полученных из замороженных эмбрионов, которые остались неиспользованными при искусственном оплодотворении, в соответствии с четко описанными правилами. Национальным институтам здравоохранения (NIH)запрещается самостоятельно финансировать создание стволовых клеток — процесс, предполагающий разрушение человеческих эмбрионов в возрасте одного дня. Последнее запрещено федеральным законом, известным как поправка Дики-Уикера (Dickey-Wicker Amendment).