ПРАВО.ru
Интерправо
19 июля 2012, 13:31

Российский бизнесмен через суд требует у Венесуэлы компенсацию за национализацию его активов

Российский бизнесмен через суд требует у Венесуэлы компенсацию за национализацию его активов

Золотодобывающая компания Rusoro Mining Ltd. инициировала арбитражные разбирательства в отношении правительства Венесуэлы. Как заявили в самой компании, иск в трибунал Всемирного банка, международный центр по урегулированию инвестиционных споров, был подан после того, как компания не получила компенсацию за активы, национализированные властями южноамериканской страны в прошлом году.

Компания, зарегистрированная в Канаде и контролируемая семьей российского бизнесмена Владимира Агапова, стала одной из последних, кто направил жалобу в арбитраж Всемирного банка. В общей сложности в арбитраже уже находится около 20 аналогичных исков с требованиями компенсации за потерю активов, общая стоимость которых составляет миллиарды долларов. Среди исков – претензии крупнейших нефтедобывающих компаний Exxon Mobil и ConocoPhillips, уточняет Reuters.

"Действия властей Венесуэлы привело к значительным потерям для компании и ее акционеров", — заявил исполнительный директор Rusoro Андрей Агапов. Он добавил, что в течение нескольких месяцев компания пыталась договориться с властями страны, однако попытки не завершились успехом.

"Мы старались прийти к взаимоприемлемому решению, однако так и не получили ответа от властей, поэтому приняли решение обратиться в арбитраж", — цитирует Андрея Агапова Reuters.

После национализации компании Rusoro в августе прошлого года в рамках программы по национализации золотодобычи Агапов в телефонном интервью заявил, что власти Венесуэлы пообещали выплатить компенсацию за 55% бизнеса, которая переходила к государству, входившему в состав создаваемых СП, плюс 13% за отдельные проекты компании.

В то время вероятность подобного оптимистичного сценария не вызывала сомнений у Агапова, отец которого, председатель совета директоров Rusoro Владимир Агапов, был, как заявил Андрей Агапов в интервью The Wall Street Journal, личным другом Уго Чавеса. Агапов был уверен, что заявление Уго Чавеса Rusoro не касается, а речь шла о борьбе с мафией в золотодобывающем бизнесе – "наш бизнес на 100% легален, все недра и так принадлежат государству". У компании "всегда были хорошие отношения с правительством Венесуэлы", утверждал он в интервью WSJ.

Тем не менее, расчеты российских бизнесменов не оправдались — выплата так и не была произведена, как не было создано и обещанное властями страны совместное предприятие. О возможности судебных разбирательств в компании заговорили в декабре прошлого года.

Rusoro контролировала два месторождения и 10 проектов по золоторазведке. Сумму требуемой компенсации в компании не уточняют, однако в прошлом году один из руководителей предприятий в Каракасе заявлял, что стоимость активов в Венесуэле превышает $1 млрд.

Как заявил накануне Андрей Агапов, подсчет компенсации займет много времени. "Оценки должны произвести независимые эксперты", — заявил он WSJ.

Между тем, правительство Уго Чавеса в конце января этого года подало заявку о выходе из суда, участие в котором, по мнению Уго Чавеса, нарушает суверенитет страны, а правила суда идут вразрез с ее законами. Отказ вступает в силу только спустя полгода после подачи письменного заявления – в данном случае, срок истекает 25 июля. Таким образом, у компаний, пострадавших от действий властей страны, было полгода на подачу жалобы.

Rusoro – единственная крупная золотодобывающая компания в Венесуэле. Ежегодная добыча компании составляла около 100000 унций золота (примерно 65% от общего объема добычи Венесуэлы). В 2010 году выручка составила $144 млн, EBITDA – $21 млн, чистый убыток – $88,6 млн. Компания имеет листинг на бирже Торонто. С марта капитализация Rusoro упала почти втрое – до $66 млн. По оценкам самой компании, в местные проекты было инвестировано около $750 млн.

На 2011 год компании принадлежли две шахты – Choco 10 и Isidora (суммарные запасы – 12,8 млн тройских унций). Последней шахтой Rusoro владеет в паритете с правительством Венесуэлы. Крупнейшим акционером компании является сын Владимира Агапова Андрей (13,53%).