Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по делу "Катан против Республики Молдова и России". Как говорится на сайте суда, жалоба частично удовлетворена: суд не обнаружил в действиях властей нарушения права на образование, предусмотренного Европейской конвенцией по правам человека, в отношении Молдавии, однако единогласно решил, что нарушение имело место в случае с Россией.
По решению суда, Россия должна выплатить каждому заявителю 6000 евро в качестве компенсации морального ущерба и 50000 евро всем заявителям совместно в качестве компенсации судебных расходов и издержек.
Жалоба, поданная от имени 170 человек, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, непризнанном сепаратистском образовании, отделившемся от Молдавии в сентябре 1990 года, касалась последствий языковой политики, принятой в 1992 и 1994 годах сепаратистским режимом, которая запрещала использование латинского алфавита в школах, и ряда мер, принятых для ее реализации. Соответствующий закон "О языках" был принят властями ПМР в сентябре 1992 года. В итоге инициатива властей, неподчинение которой влекло за собой административные санкции, привела к принудительному выселению учащихся и учителей из молдавских (румынских) школ и принудительному закрытию и перевод школ в другие помещения.
Заявители утверждали, что те, кто остались обучаться в молдавских школах, были вынуждены смириться с резким снижением качества образования из-за недостатка учебных материалов, отсутствия дополнительных занятий, запугиванием (так, говорилось в жалобе, имели место угрозы родителям о лишении их рабочих мест и родительских прав) и оскорблениями.
По мнению судей, в то время как Молдавия не оказывала поддержки режиму и всячески оказывала помощь тем, чьи права ущемлял действующий режим, Россия оказывала ПМР военную, экономическую и политическую поддержку, а значит, вопреки доводам российской стороны, была вовлечена в ситуацию со школами в качестве посредника. Следовательно, сделали вывод судьи, закрытие школ подпадает под юрисдикцию России, и российские власти несут ответственность за имевшие место в ПМР нарушения. Как отметили судьи, российское правительство не представило суду каких-либо доказательств недостоверности этого вывода.