AIG стала заложницей законов и антикризисных инициатив
Американский страховщик AIG – одна из крупнейших публичных компаний в мире – увяз в очередном скандале. Проблема оценивается в десятки миллионов долларов, которые AIG – вчерашний банкрот – вознамерилась выплатить своему топ-менеджменту, невзирая ни на какие проблемы вокруг. Стандартная, казалась бы, для США операция сначала вызвала удивление, за которым последовали предупреждения и угрозы. С порицанием безответственного поведения руководства компании по очереди выступил ряд официальных лиц страны вплоть до президента Барака Обамы. AIG, в свою очередь, заявила, что и рада бы прислушаться и никому не платить, но связана по рукам и ногам трудовым законодательством и договорными обязательствами. Отказ от них может не просто осложнить жизнь: выяснение отношений с сотрудниками будет стоить намного дороже многомиллионных бонусов.
Пока наиболее бурно и деятельно на «безответственность» AIG реагирует Нью-Йорк – именно там располагается штаб-квартира компании – в лице генерального прокурора штата Эндрю Куомо. На этой неделе вслед за выволочкой Обамы он поставил страховую компанию AIG перед выбором: либо она передает все данные касательно выплат премиальных ее топ-менеджерам, либо компания будет вызвана в суд. Куомо направил в AIG запрос (текст письма) с просьбой предоставить исчерпывающую информацию по сотрудникам, которые получили бонусы: их имена, должности, описание должностных обязанностей, характеристику их деятельности, а также те самые трудовые контракты, за которыми компания пытается укрыться.
Раздражение администрации президента и федеральных властей объясняется, главным образом, двумя причинами. Во-первых, из долговой ямы AIG вытянули налогоплательщики, и именно из государственных средств компания намеревается рассчитаться со своим топ-менеджментом. Во-вторых, часть премиальных предназначалась для одного из самых сомнительных в плане эффективности и профпригодности подразделений - по финансовым продуктам.
В компании тем временем советуют не мешать все в одну кучу и обращают внимание на категории рассчитанных выплат. Так, часть премиального фонда предназначена для топ-менеджмента, в то время как основная доля средств приходится на сотрудников, которым причитается в силу достигнутых ранее и зафиксированных договоренностей. Причем, как утверждают в AIG, переговоры велись еще до того критического момента, когда компании стало совсем плохо и ее пришлось спасать путем вливания народных $173 млрд. Таким образом, компания пытается не только сохранить имидж, но и соблюсти трудовое законодательство.
Администрация президента согласилась с этими доводами лишь отчасти. Министерству финансов и ее главе Тимоти Гейтнеру было поручено решить проблему бонусов любой ценой и приостановить выплаты необоснованно высоких премиальных в компаниях, получивших государственную помощь. С предложением пересмотреть условия выплаты бонусов Генйтнер уже обратился в AIG.
Между тем неприятности американского страховщика напрямую связаны с антикризисными инициативами федерального правительства и образовавшейся прорехой. В феврале Сенат США поддержал предложение президента Барака Обамы по ограничению выплат бонусов топ-менеджерам финансовых компаний, получающих средства из федеральных резервов. Однако в принятом законе отсутствует положение о трудовых договорах, заключенных до 11 февраля 2009 г. В таком случае с AIG взятки действительно могут оказаться гладки.