В мире регулярно запрещают к показу фильмы. Взять хотя бы недавний случай с "Нимфоманкой" Ларса фон Триера, которая на российских экранах шла, а в соседней Белоруссии – нет. Не пустить кино на экраны могут официальные государственные институты цензуры (там, где режим суровый), отдел профессиональной гильдии по самоконтролю в индустрии (такой есть, например, в Германии), правительственные директивы (в монопартийных системах) или же суды, которые рассматривают вопросы о запрете фильмов где угодно, от Пакистана до США. "Право.Ru" изучает зарубежный опыт.
Порно или нет?
Из-за обилия эротических сцен и демонстрации в кадре обнаженных тел Турция запретила показ на своей территории фильма "Нимфоманка", снятого датским режиссером Ларсом фон Триером и вышедшем на экраны в разных странах в декабре прошлого года – первая часть и весной в этом году – вторая. Сюжет строится на рассказе главной героини о развитии ее сексуальной жизни с детства и до пятидесяти лет. Повествование насыщено впечатляющими деталями, которые проиллюстрированы нескромным видеорядом. Посчитав, что неуместно будет показывать на большом экране сцены, близкие к порнографии, Совет по делам кинематографа Турции запретил фильм большинством голосов. В Румынии первоначально тоже хотели запретить показ фильма, но потом от этой идеи отказались, и премьера прошла в срок. А вот в Киргизии, Белоруссии и Армении "Нимфоманка" так и не проникла на большой экран.
Слишком откровенное содержание – одна из наиболее частых причин для занесения фильмов в черный список. В 2010 году суд голландского города Алкмар признал несколько сцен в киноленте 1977 года "Распутное детство" ("Maladolescenza") режиссера Пьера Джузеппе Мурджиа детской порнографией. В Голландии она считается незаконной, поэтому и фильм запретили (иметь его запись, распространять его или сознательно пытаться получить к нему доступ считается преступлением). Картина откровенно рассказывает о взрослении трех подростков.
Неприкосновенность пророка
Другая распространенная причина – признание содержания фильма экстремистским или оскорбительным для чувств представителей той или иной религиозной группы. В 2012 году фильм "Невинность мусульман", в хулиганской форме рассказывающий о Пророке Мухаммеде, выставляющий его гомосексуалистом и недалеким человеком, вызвал жестокие протесты в разных точках земного шара, в ходе этих акцией несколько человек были убиты. Режиссером фильма был Накула Басела Накула – проживающий в США египетский христианин, как он сам представляется. В Египте фильм запретили, как и в странах, где мусульманство является государственной религией. Впрочем, запрета потребовали не только исламские государства. Московский суд признал содержание фильма экстремистским и запретил его показ по всей стране, к такому же решению пришли суды в Казахстане и Киргизии. Федеральный суд США потребовал, чтобы компания Google удалила фильм с принадлежащего ей видеохостинга YouTube.
"Код да Винчи" не для самоанцев
Сразу два тихоокеанских микрогосударства друг за другом запретили показ вышедшего в 2006 году фильма "Код да Винчи" Рона Ховарда. После просмотра фильма руководители христианской церкви в Самоа пожаловались органу, занимающемуся цензурой (так и называется – Pacific Island nation's censors), на антихристианскую идеологию фильма. На Соломоновых островах фильм тоже вызвал недовольства. Премьер министр Манассе Согаваре, который и сам сын пастора, обратился за юридической консультацией по этому вопросу к генеральному прокурору государства, посчитав, что "Код да Винчи" подрывает основы религии. Обе страны пришли к выводу, что показ фильма может негативно сказаться на вере молодежи, которая еще не успела окрепнуть. Впрочем, компания XX Century Fox, обладающая правами на фильм, и владельцы кинотеатров в этих странах уверены, что это нарушение прав граждан и что фильм все равно распространится среди населения, но на пиратских копиях. Запрет на фильм чуть было не ввели в Индии, но Верховный суд страны отверг петицию местных христиан и разрешил показ.
Апокалипсис не по-чучхе
В Северной Корее американские фильмы и так легально не посмотришь. Однако правительство тоталитарного государства предприняло специальные меры, чтобы пиратские копии фильма "2012" не попали в страну. Фильм режиссера Роланда Эммериха вышел в 2009 году – самое подходящее время для кино, по сюжету которого сбываются недобрые предсказания календаря древних индейцев Майя. Сейчас уже опасения, что в 2012 году произойдет Апокалипсис, остались в прошлом, но до тревожного года многие ждали, что дурные предсказания сбудутся, а в КНДР дополнительные стимулы для апокалипсических суеверий были совершенно неуместны. Для Северной Кореи 2012-й должен был стать счастливым годом – 15 апреля страна готовилась отмечать вековой юбилей со дня рождения основателя северокорейского государства Ким Ир Сена, "Великого Лидера", который до сих пор официально остается главой государства, несмотря на то, что умер он еще в 1994 году. Словом, власти Северной Кореи не могли позволить чему-либо омрачить праздник, даже концу света на экране.
Запрет на Болливуд не устоял
Порой национальное происхождение фильма – достаточная причина для его запрета. В декабре 2013 года Верховный суд Пакистана запретил показ в стране индийских фильмов и сериалов, рассмотрев петицию бывшего пакистанского кинопродюсера Мубашира Люкмана против болливудской киноиндустрии. Люкман напомнил, что до 2006 года запрет на индийскую кинопродукцию существовал 40 лет. Судья Верховного суда Халид Махмуд Хан постановил, что индийские фильмы и сериалы должны быть внесены в черный список и, как следствие, не будут импортироваться в Пакистан. После войны между двумя странами из-за попытки Пакистана поднять восстание в спорной части Индии – Кашмире (1965 г.) отношения между государствами стали напряженными. Как следствие в Пакистане запретили показ фильмов, которые были бы полностью сняты в Индии или на индийские деньги. Тем не менее продукция Болливуда всегда была чрезвычайно популярна в Пакистане, и на этот раз попытка запретить ее провалилась. Еще до конца 2013 года Верховный суд отменил свое решение, вероятно, из-за недовольства в обществе.
Смотрите что угодно, только не про машину времени
В марте 2011 года правительство Китая прямым указом запретило путешествия во времени. Сериалы или фильмы, в основе которых лежал такой сюжет, попадали в категорию запрещенных, и раздобыть их можно было лишь в виде пиратских копий. Такая мера стала результатом опасений, что в кино историю могут переписать недолжным с точки зрения партии образом. "Продюсеры и писатели слишком фривольно обращаются с историей, ни в коем случае нельзя продолжать поощрять это", – говорится в официальном комментарии к решению о запрете. В число недозволенных тем для режиссеров и сценаристов также попали реинкарнация и феодальные предрассудки. Когда в стране запретили показ двухмерной версии фильма "Аватар", аргументируя это мотивами экономической выгоды, поскольку основную кассу собирала 3D-версия, поползли слухи, что власти Китая просто хотели снизить количество просмотров фильма. Сторонники этой версии указывают на параллель между сюжетом "Аватара" и программой переселения малых народностей в стране, вызвавшей волну недовольства. А из-за ограничений на путешествия во времени в разряд запрещенных попала такая классика, как "Назад в будущее" и "Невероятные приключения Билла и Тэда". Впрочем, запрет распространяется только на путешествия в прошлое: фильм 2012 года с Брюсом Уиллисом "Петля времени" не только был разрешен в Китае, но и имел большой успех, ведь там герой путешествовал из будущего в настоящее. То есть в прошлое для себя, но не в прошлое для нас.
Запрет на Бората признали ошибкой
Американский фильм "Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана" режиссера Лари Чарльза, вышедший в 2006 году, запретили к показу в кинотеатрах России и Казахстана. Правительство Казахстана возмутил тот образ страны, который создается в фильме. По сюжету казахский журналист Боран Сагдиев путешествует по Америке и рассказывает об успехах демократии в Казахстане. Он, например, с патриотической гордостью говорит о том, что уже с 2003 года женщинам разрешено ездить внутри автобуса, а на цыган охотятся все реже. Над Россией в фильме не шутили, она – солидарность с сопредельным государством. Однако в 2012 году Казахстан изменил свое отношение к Борату. Случилось это потому, что благодаря американской пародии туризм в стране начал активно развиваться. "С тех пор, как в 2006 году вышел фильм, число выдаваемых виз в Казахстан выросло в десять раз", – восхитился министр иностранных дел Ержан Казыханов.
Жестокость многоножки
Нередко запрет связан с чрезмерной жестокостью и натуралистичностью кино, откровенно нездоровыми образами, которые демонстрирует лента. Фильм "Человеческая многоножка-2" был некоторое время запрещен в Австралии, в Британии из него вырезали 30 эпизодов, прежде чем разрешили к показу с ограничением "для лиц старше 18 лет". Фильм был снят в 2011 году голландским режиссером и сценаристом Томом Сиксом и является сиквелом фильма "Человеческая многоножка". Главный персонаж, психически нездоровый британец, с болезненной регулярностью пересматривает первую часть фильма и задумывается о нездоровом эксперименте по сооружению собственной "многоножки", что и осуществляет. В мае 2012 года Бюро классификации кино и литературы Новой Зеландии, ужаснувшись сценам жестокости и насилия в фильме, запретило его на территории всей страны.
Нет цветному кино
Чаще всего госорганы запрет накладывают на фильмы по причинам, не имеющим отношения к художественным ценностям, чем вызывают возмущение богемы. Однако бывает, что фильмы запрещают из любви к искусству. Один такой случай произошел в 1988 году во Франции. Запретили, в сущности, не сам фильм, а его обновленную версию. В 1950 году американский режиссер Джон Хьюстон снял "Асфальтовые джунгли" о невероятном плане ограбления, придуманном криминальным гением. Фильм был черно-белый, а в конце 1980-х американская телерадиовещательная компания Turner Broadcasting при помощи компьютерных технологий сделала его цветным и планировала запустить на французском кабельном канале Channel 5. Но родственники умершего в 1987 году режиссера обратились в суд, чтобы предотвратить показ. По их словам, Джон Хьюстон всегда был против компьютерного раскрашивания черно-белых оригиналов. Парижский суд поддержал просьбу родственников и показ модернизированных "Асфальтовых джунглей" был запрещен.