Процесс
31 января 2018, 13:25

ЕСПЧ принял жалобу по первому нарушению "пакета Яровой"

Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу выдворенного из России индийского священника, которого депортировали, применив "пакет Яровой". Об этом "Право.ru" рассказали в правозащитной группе "Агора".

Священнослужитель из Индии Викторимманувел Мани в начале нулевых приехал в Россию и жил в Набережных Челнах почти 15 лет. Он женился на россиянке, имел вид на жительство и планировал получить гражданство, но в 2017 году его выдворили из России.

Причиной этому стала профессиональная деятельность Мани. Он проводил богослужения в евангелистской церкви, которые были открыты для всех желающих. После очередного служения один из местных жителей сделал пожертвование на нужды церкви, купил книгу и несколько брошюр, а затем написал заявление в правоохранительные органы с жалобой на содержание этих книг. 

Против Мани возбудили административное дело, оно стало одним из первых в России, в котором применили "пакет Яровой", запрещающий миссионерскую деятельность. Его вызвали в прокуратуру, вынесли постановление о нарушении, и в тот же день суд оштрафовал Мани на 30 000 руб. и выдворил его из страны.

Дело однако не кончилось выдворением, потому что оно дошло до Верховного суда, который отменил выдворение (штраф оставил). Так что Мани смог вернуться в Россию.

Теперь он обжалует выдворение в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и хочет добиться компенсации. Суд уже коммуницировал жалобу, то есть принял ее к рассмотрению. Чтобы разобраться в этом деле, ЕСПЧ задал правительству России несколько вопросов. Например, провели ли суды в России грань между миссионерской деятельностью религиозной группы и личным вероисповеданием, а кроме того, были ли учтены последствия выдворения для благополучия семьи Мани. Европейский суд также интересуется, есть ли в рамках "пакета Яровой" различие в обращении с россиянами и иностранными гражданами. Если да, в законе могут выявить дискриминацию.

Юрист Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы заявителя, прокомментировал этот процесс:

Российские власти все чаще используют дискриминационные по своему содержанию механизмы регулирования различных общественных отношений. Запрет иностранного усыновления, ограничения (а фактически полный запрет) иностранного участия в деятельности СМИ, создание списков «иностранных агентов», выдворение из страны иностранцев с ВИЧ-инфекцией, запрет на въезд иностранных журналистов, так называемое законодательство «о гей-пропаганде», декриминализация домашнего насилия и т. д. Дела о миссионерстве по большому счету из того же ряда. Кажется, уже можно говорить о том, что различного рода дискриминация стала одной из «скреп» российской внутренней политики.