Действия АСВ распространяются на вкладчиков, которые деньги из банков забрали незадолго до отзыва лицензий. Оспаривание предбанкротных сделок банка приобрело массовый характер, например, в рамках банкротства Военно-промышленного банка проходят около 150 таких исков, 50 из них – к физическим лицам, вкладчикам. Источники отмечают, что АСВ оспаривает все операции, которые проводились за месяц до отзыва лицензии. При этом на решения судов не влияют мотивы снятия средств, АСВ не понадобились доказательства недобросовестности вкладчиков. Граждане о неплатежеспособности банка не знали, снимая средства, однако иски удовлетворяются, ссылаясь на наличие картотеки у банка. В Татфондбанке подобные иски поданы к 400 вкладчикам.
«Основания недействительности имеются только у сделок, выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности. Как наиболее частый признак выхода сделки за такие пределы выступает ее совершение в условиях явной фактической неплатежеспособности банка, при которой банк не исполнял требования других кредиторов», - прокомментировали в АСВ. При этом о наличии картотеки вкладчикам может быть неизвестно.
Гражданам, у которых вклад взыскали, в рамках реестра кредитора будет выплачено до 1,4 млн руб., при этом возврат остатка вклада не гарантирован. Если средств для возврата у гражданина нет, то может наступить банкротство с продажей имущества.