ВС разъяснил, когда договор цессии подлежит госрегистрации
Людмила Александрова заключила с компанией "Даверна" договор участия в долевом строительстве многоэтажного дома. Застройщик не передал женщине квартиру в установленный срок, поэтому она уступила предпринимателю Алексею Косареву право требования неустойки за просрочку исполнения обязательств компанией. Право требования самой квартиры к предпринимателю не перешло. Управление Росреестра отказало в госрегистрации договора цессии, так как к коммерсанту не перешло право требования самой недвижимости, а государственная регистрация уступки прав, в части получения неустойки, действующим законодательством не предусмотрена.
Косарев обжаловал отказ в суде (дело № А41-59308/2016). Три инстанции, впрочем, отказали ему в заявленных требованиях, указав, что обязательства, не влекущие обременения на недвижимость, регистрации не подлежат. Тогда мужчина обратился с жалобой в Верховный суд. В ней он пишет, что согласно п. 2 ст. 389 Гражданского кодекса соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки. Предприниматель уверен – спорный договор подлежит государственной регистрации.
С ним согласилась экономколлегия ВС, которая отменила судебные акты нижестоящих инстанций и обязала Росреестр зарегистрировать договор.