За 2017 год всего по решениям российских арбитражей судебные приставы должны были взыскать с должников по разным делам около 3 трлн руб. В итоге к концу года фактически было взыскано лишь 5% от этой суммы. Такие результаты показывает работа ФССП, говорят данные статистики.
В ФССП отвечают: "Причиной, препятствующей фактическому исполнению требований судебных актов, является отсутствие у должников имущества и доходов, на которые возможно обратить взыскание", – цитирует ведомство "Коммерсант".
Эти показатели сравнимы только с суммами взысканий при банкротстве. Известно, что при признании юрлица несостоятельным, лишь 33% его кредиторов получают хоть какие-то выплаты, остальные 67% не получают ничего вообще. В итоге выплачиваются лишь около 5% от всех требований. Такие выводы следуют из базы данных Федресурса.
"Эффективность ФССП, к сожалению, оставляет желать лучшего", – соглашается Алина Кудрявцева, советник АБ ЕПАМ. Управляющий партнер адвокатской фирмы "Юстина" Олег Шаманский соглашается с этим и напоминает, что по государственной программе "Юстиция", доля оконченных производств должна составлять 48%, но ФССП пока не может достичь этого уровня.
Руководитель проектов коллегии адвокатов "Фрейтак и Сыновья" Виктор Спесивов связывает неэффективность ФССП с ростом числа дел в судах. Растет число дел – увеличивается, соответственно, количество решений, которые нужно исполнять.
При этом, если пристав плохо выполняет свою работу, он рискует сам стать ответчиком по иску. "Неоднократные нарушения прав участников исполнительного производства побуждают их обращаться за восстановлением и защитой своих прав. Это довольно закономерный процесс, который свидетельствует о проблемах внутри самой службы и регулирования ее деятельности", – говорит партнер практики по разрешению споров юрфирмы Goltsblat BLP Иван Веселов.
В 2017 году арбитражи всех инстанций вынесли 1104 акта о взыскании убытков с судебных приставов. Для сравнения: в 2010 году актов было всего около 300.
Чаще всего иски к приставам не удовлетворяют или суд назначает небольшие суммы. "Как правило, взыскатель обращается в суд с иском к приставу в вопиющих случаях – когда его вина в причинении ущерба представляется очевидной. Отказ в удовлетворении иска, на наш взгляд, обоснован единственной причиной – попыткой сохранить бюджетные средства", – считает Алина Кудрявцева
Убытки с приставов не взыскивают по нескольким причинам. Например, если не удалось доказать связь между вредом и действиями пристава. Сделать это очень сложно, да и "само по себе признание незаконными действий пристава не может служить основанием для удовлетворения иска за счет ответчика в лице ФССП России", – говорится во многих судебных решениях, напоминает "Коммерсант".
Отказы во взыскании убытков с приставов не стимулируют их к тому, чтобы эффективно работать. Эксперты убеждены: судам нужно активнее наказывать приставов за нарушения. Это может заставить их быть внимательнее.
Также мотивацию можно увеличить, повысив приставам зарплату. Сейчас они в госаппарате получают почти меньше всех. Партнер практики защиты бизнеса АБ «Линия права» Владислав Тепляшин считает, что можно было бы привязать вознаграждение приставов к сумме взыскания. Так же, как это устроено у арбитражных управляющих. Еще эксперты предложили повышать квалификацию приставов и снизить на них нагрузку, убрав хотя бы бумажную волокиту. Все это должно привести к положительным результатам.