КС предписал изменить норму, понимание которой менялось со временем
Поводом для рассмотрения этого вопроса стала жалоба жительницы Рязанской области Валентины Фоминой, чей муж, инвалид-чернобылец, умер в 2008 году. При жизни мужа Фомина находилась на его иждивении, но после его смерти суд отказал женщине в назначении ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал ее супруг.
Суд указал, что действующее законодательство не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на такую компенсацию. Оспорить отказ Фоминой также не удалось, поэтому она, исчерпав все способы судебной защиты своих прав, обратилась в Конституционный суд.
В своем решении КС обратил внимание, что при неизменности оспоренной нормы (ч. 4 ст. 14 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в разные периоды времени правоприменители по-разному определяли круг лиц, имеющих право на компенсацию. Так, суды допускали принятие прямо противоположных решений, отметил КС. Из-за этого социальная поддержка лиц, относящихся к одной категории, оказывалась в разном объеме.
В связи с этим КС признал оспоренную норму несоответствующей Конституции – как нарушающую принцип равенства всех перед законом. Законодателю предписано "незамедлительно" устранить эту правовую неопределенность. Дело же Фоминой подлежит пересмотру.