Как пишет "Коммерсант", Минюст при участии ЦБ подготовил изменения в законодательство, которые ограничивают возможность ущемления прав потребителей при заключении договоров коллективного страхования. В настоящее время при получении кредита граждане зачастую вынуждены страховать свою жизнь и здоровье путем заключения договора коллективного страхования, который навязывают им банки и страховые компании.
Организация "Общероссийский народный фронт" (ОНФ) подготовила свой вариант поправок и направила их в ЦБ. ОНФ просит ЦБ пересмотреть условия заключения договоров по страхованию жизни и здоровья граждан. Как отметил руководить проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов, навязывание услуг по страхованию жизни и здоровья стало уже обычной практикой банков, которая позволяет им дополнительно зарабатывать. "При этом особенно обременительно для потребителя присоединение к коллективному договору страхования, – подчеркнул Климов. – Плата взимается вперед за весь период страхования, который может составлять несколько лет. Воспользоваться "периодом охлаждения" (время, в течение которого клиент банка может бесплатно расторгнуть договор страхования) коллективная схема не позволяет, а в случае досрочного исполнения кредитного договора от уплаченной страховой премии вам ничего не вернут".
ОНФ с целью урегулирования сложившейся ситуации предложил распространить "период охлаждения" и на договоры коллективного страхования.
Кроме того, поправки, разработанные ОНФ, предполагают, что необходимо законодательно определить минимальное количество рисков, которые включаются в договор коллективного страхования, ограничить срок действия договора одним годом, а также запретить банкам брать плату за присоединение клиента к договору страхования. Предполагается, что в случае досрочного возврата кредита заемщик может вернуть часть страховой премии за неиспользованный период времени.
Как сообщили в ЦБ, в настоящее время регулятор совместно с Минюстом подготовил поправки, регулирующие договоры коллективного страхования. Поправки, предложенные ЦБ, частично дублируют предложения ОНФ.
ЦБ считает, что заемщик должен иметь право потребовать возврата уплаченного банку вознаграждения за страховку за вычетом той части, в течение которой действовал договор страхования. Также ЦБ хочет наделить заемщика правом потребовать исключения из числа застрахованных лиц в течение определенного срока с возвратом всей суммы, что аналогично "периоду охлаждения".
Как отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, предложенные поправки имеют позитивный характер. Ранее участники страхового рынка выдвигали предложения аналогичные тем, которые разработал ЦБ. "Ранее мы уже формировали предложение о распространении "периода охлаждения" на коллективные договоры страхования, – отметил Игорь Юргенс. – По нашим оценкам, в банках свыше 70% договоров приходятся именно на коллективные схемы, конечно, условия по ним не должны быть «драконовскими»". По мнению Юргенса, запрет на установление банком платы за присоединение клиента к договорам коллективного страхования является избыточным. "Комиссионное вознаграждение – это обычная практика при продаже страховки, – отмечает эксперт. – Тут важно, чтобы комиссия не равнялась 90% страховой премии, а была адекватной».
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев считает, что запрет устанавливать плату за подключение клиентов к договорам коллективного страхования отрицательно повлияет на доход некоторых банков. У некоторых кредитных организаций плата за подключение к договорам коллективного страхования составляет до 50% от всех доходов с продажи страховок. Любые подобные изменения должны быть постепенными, чтобы участники рынка могли подготовиться, добавляет Мехтиев.
Климов отмечает, что страховые компании и банки постоянно ищут способы, чтобы обойти закон и тем самым сохранить свои доходы от продажи страховок. По его мнению, важно, чтобы предложенные поправки рассматривались комплексно. Только применение "периода охлаждения" к договорам коллективного страхования и запрет устанавливать комиссии за подключение к таким договорам позволят заемщику в полной мере вернуть деньги, уплаченные им за страховку. Предложенные меры не позволят банкам и страховым компаниям брать с заемщика деньги фактически за не оказанные услуги, отметил Климов.
Ранее ФАС запретила Банку Москвы навязывать своим клиентам страховку при заключении договоров ипотечного кредитования (подробнее читайте в материале – "ФАС запретила Банку Москвы навязывать невыгодное страхование по ипотеке").