Практика
27 марта 2018, 16:38

Экс-глава управления СКР Максименко дал показания в суде

Бывший начальник главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК Михаил Максименко, который обвиняется в получении взяток, дал показания в Мосгорсуде.

Об этом сообщило издание "Коммерсант". Свою вину в получении взяток полковник Максименко отрицал. По его словам, он знал о получении взятки в размере $500 000 за освобождение криминального авторитета Андрея Кочуйкова по кличке Итальянец своим заместителем Александром Ламоновым. Однако полковник отрицал получение денег и настаивал на том, что заставил своего подчиненного вернуть деньги. Выступление полковника происходило частично в открытом, а частично в закрытом режиме, так как в деле имеются сведения, составляющие государственную тайну.

Максименко обвиняется в двух эпизодах получения взяток по ч. 6 ст. 290 УК. Первый из них связан с получением от посредников $500 000 от совладельца сети ресторанов "Якитория" Олега Шейхаметова. Деньги были предназначены для освобождения из СИЗО криминального авторитета Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец и его друга. Второй эпизод касается получения $50 000 от бизнесмена Бадри Шенгелии за возбуждение уголовного дела о краже у него сотрудниками полиции дорогих часов. Подсудимый заявил, что не был знаком с Олегом Шейхаметовым, который просил освободить из СИЗО Кочуйкова.

Согласно материалам уголовного дела, 14 декабря 2015 года между Кочуйковым и хозяйкой ресторана Elements, который расположен в Москве на Рочдельской улице, Жанной Ким возник конфликт. На переговоры Ким вызвала бывшего сотрудника КГБ СССР Эдуарда Буданцева, который в ходе конфликта применил огнестрельное оружие, убил двоих спутников Кочуйкова и ранил нескольких человек. Андрей Кочуйков и его друг Эдуард Романов были обвинены в "вымогательстве" и "хулиганстве" (ч. 3 ст. 163 и ст. 213 УК). В ходе расследования уголовного дела их деяния были переквалифицированы на более легкую статью "самоуправство" (ч. 2 ст. 330 УК), что позволило выпустить их под домашний арест из СИЗО. Но на выходе из СИЗО Кочуйков и Романов были задержаны сотрудниками ФСБ.

В суде Максименко отрицал, что с помощью своих подчиненных организовал передачу уголовного дела для расследования в другое подразделение. Максименко уверял, что "не принимал никаких процессуальных решений" по делу и не мог давать никаких указаний руководству СКР Москвы. Тем более что руководители столичного СК – Александр Дрыманов и его заместитель Денис Никандров –имели генеральские должности. Они были "гораздо престижнее", чем должность Максименко в СК. "Поэтому доводы о том, что я в силу занимаемой должности мог повлиять на принятие процессуальных решений, носят надуманный характер и являются ложными", – подчеркнул Максименко.

Как рассказал подсудимый, весной 2016 года от своего заместителя Ламонова он узнал, что третьи лица интересуются ходом расследования уголовного дела в ресторане Elements. Однако Максименко отказался узнавать какую-либо информацию по этому уголовному делу и не стал обращаться к Дрыманову и Никандрову, чтобы посодействовать Ламонову. Также он дал совет Ламонову не проявлять интерес к данному делу, так как он мог вступить в конфликт с интересами ФСБ. Однако Ламонов совету начальника не последовал и позднее рассказал ему, что "какие-то знакомые люди" передали ему $500 000 за "смягчение судьбы" Романова и Кочуйкова. "Он как бы делился информацией, предложения поделиться деньгами не делал", – рассказал Максименко. Максименко пояснил, что в тот момент расценил словам Ламонова как "провокацию". "Я сам так неоднократно делал. Забрасывал коллегам "дезу" с целью выявить у них коррупционный интерес", – пояснил подсудимый.

На рассказы своего подчиненного о получении взяток Максименко реагировать не стал, а через некоторое время потребовал от Ламонова вернуть деньги. "Я сказал ему извиниться перед этими людьми, сообщив, что решение таких вопросов не в его компетенции. В противном случае я пообещал доложить о ситуации Александру Бастрыкину и сказал, что его ждет в этом случае минимум увольнение", – отметил подсудимый Максименко. Ламонов пообещал, что "завтра же вернет деньги" людям, "связанным с криминальным миром". А позже днем сказал, что выполнил обещание. Именно поэтому, сказал подсудимый, он не стал сообщать о случившемся руководству. По словам Максименко, он решил не давать этому делу ход, так как ему было жалко своего подчиненного.

Кроме того, Максименко заявил, что в отношении сотрудников Следственного комитета со стороны ФСБ была подготовлена провокация, на которую, по его словам, было выделено $3 млн. Данные сведения ему якобы стали известны от девелопера Дмитрия Смычковского, который находится в розыске. Ранее Смычковский выступал в качестве посредника в другом эпизоде дачи взятки, также связанном с попыткой освободить Кочуйкова. Причем взятка была адресована главе СК по Москве Александру Дрыманову. Впрочем, в этом эпизоде Максименко не обвиняют. Дрыманову в настоящее время обвинение не предъявлено, его допрашивают в суде в качестве свидетеля. Максименко, Никандров и Ламонов были задержаны и арестованы в июле 2016 года (см. "Мосгорсуд продлил арест главы управления СКР Максименко").