ПРАВО.ru
Процесс
10 апреля 2018, 18:07

Российские предприниматели отсудили €10 000 в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрел жалобу двух российских бизнесменов Александра Рубцова и Гайдика Балаяна, которых задержали по подозрению в обмане деловых партнеров и передаче денег банка через необеспеченные векселя соответственно.

Заявители провели под стражей около года в 2013–2014 годах. Информация содержится в официальном пресс-релизе ЕСПЧ. Предприниматели пожаловались на то, что российские суды безосновательно поместили их в СИЗО. Балаян и Рубцов настаивали на том, что РФ нарушила ст. 5 Конвенции о правах человека. Это право на свободу и безопасность.

Европейский суд решил, что досудебное разбирательство в отношении Рубцова было слишком долгим и необоснованным. А в деле Балаяна суды ссылались на метод и обстоятельства "предполагаемого правонарушения", без каких-либо объяснений. 

В итоге ЕСПЧ счел, что власти не предоставили соответствующих и достаточных причин для обоснования предварительного содержания заявителей под стражей в нарушение п. 3 ст. 5 Конвенции. В нем сказано: "Каждый задержанный или заключенный под стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному лицу, наделенному судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда". 

В итоге суд назначил каждому заявителю по €5000 за причиненный нематериальный ущерб. 

Россия лидирует в ЕСПЧ как по количеству рассмотренных дел, так и по объему присужденной компенсации. 

Треть от общего количества рассмотренных жалоб касается Российской Федерации.

Из 305 рассмотренных заявлений против России в 2017 году в 293 ЕСПЧ нашел хотя бы одно нарушение Конвенции о правах человека. При этом Россия (по данным на 31 декабря 2017 года) не отчиталась о судьбе 493 дел. То есть выплаты по ним так и не были произведены.  

Также 10 апреля суд вынес еще одно решение, касающееся нарушения свободы. Шестеро россиян жаловались на незаконное содержание под стражей. Дело также прошло в ЕСПЧ по ст. 5 Конвенции, однако нарушение свободы заявителей в России было по административным делам, а не уголовным. Подробнее об этом деле читайте по ссылке.