Налоговые гавани: куда подастся бизнес после рассекречивания британских офшоров
Проект о раскрытии офшоров в Британии лоббировали еще в 2013 году, реформу «налоговых гаваней» предложил премьер Дэвид Кэмерон. Однако тогда поправки не распространились на заморские территории. В этот раз законопроект поддержали и оппозиция, а проект назвали ключевым в борьбе с отмыванием денег и уклонением от налогов. The Times сообщали, что только на Виргинских и Каймановых островах россияне держат порядка $47 млрд. Британские заморские территории проект приняли крайне враждебно, заявив о его "неконституционности". "Заявления чиновников британских заморских территорий о «неконституционности» и «антидемократичности» законопроекта, сдобренные эпитетами о «возврате во времена колониализма», вероятнее всего, будут вежливо проигнорированы. Колониальный пережиток – это как раз возможность играть в «компании-невидимки» на отдалённых островах, и правительства развитых стран осознали риски, которые несёт анонимность при владении активами", - отмечает ведущий юрист «Пепеляев Групп» Пётр Попов. Попов подчеркивает, что пока под действие нового закона не подпадают так называемые «коронные земли», не относящиеся к британским заморским территориям, то есть, острова Гернси, Джерси и Мэн, однако по его мнению, это лишь вопрос времени.
Как отмечает Дмитрий Парамонов, руководитель практики международного налогообложения «ФБК-Право», для российского бизнеса по-прежнему будут доступны офшорные юрисдикции без публичного реестра бенефициаров: Сейшельские острова , ОАЭ, Маврикий и т.д. Однако он также предполагает повсеместное внедрение публичных реестров.
Отбрасывая налоговую составляющую, российский бизнес выбирал офшорные территории в том числе и по причине отсутствия публично доступного реестра конечных бенефициаров, которые владели российским бизнесом через иностранные структуры.Для тех представителей бизнеса, которые особенно чувствительны к раскрытию их как конечного бенефициара, возникнет необходимость обеспечить комфортный режим конфиденциальности еще на какое-то время
Что говорят западные СМИ
The Economist
«Мера (антиотмывочный закон) не рассматривалась как срочная.Однако, все изменилось после отравления российского экс-шпиона Серея Скрипаля, в Солсбери. Атака вызвала пристальное внимание к российским нарушениям, в том числе к использованию российскими олигархами Британии для отмывания денег». Издание называет принятие закона «эффектом Солсбери».
The Guardian
«Компании из Виргинских, Каймановых островов, Ангильи, Гибралтара и Бермудских островов вовлечены в самые вопиющие схемы ухода от налогов и отмывания денег, которые когда-либо обнаруживались. Теперь станут известны владельцы этих компаний. Добавление организаций Виргинских островов, которых около 400 000, могло бы принести больший резонанс, чем публикация Панамского досье».
Financial Times
О лазейках в новых правилах издание рассказывает: «Компании могут отчитываться, что у них нет фактического владельца, если ни один из акционеров не владеет более 25% организации. Такой порог использует реестр компаний Великобритании. Кроме этого, организации в офшорах смогут предоставлять ложную информацию, особенно если проверка реестров о бенефициарах не будет независимой».
Российские берега
Правительство РФ уже предложило проект, также разрабатываемый не первый год, но получивший новую актуальность из-за санкций. Фактически офшорные зоны планируется создать на острове Октябрьский в Калининграде и на острове Русский (Дальний Восток). Бизнес в этих зонах получит статус международной предпринимательской компании, регистрация организации займет всего день, а часть сведений об участниках и менеджменте не раскрывать. Налогооблагаемой базой будут только доходы, полученные в России, предполагается также отмена валютных ограничений (возможность рассчитываться в валюте). В первую очередь, проект направлен на защиту подсанкционных российских компаний. "Если изначальной целью создания офшорных компаний с высоким уровнем конфиденциальности было именно исключение попадания информации о конечном бенефициаре в какие-либо российские информационные базы, то внутренний офшор не сможет ничем привлечь российский бизнес в смысле обеспечения того же уровня конфиденциальности", - считает Парамонов. Использовать российские «спецрайоны» для вывода из-под налогов прибыли, формируемой внутри страны никто не даст, уверен Попов, хотя он допускает, что будет аккуратно расширен льготный «спецрежим» налогообложения для морских судов, который уже фактически действует для Российского международного реестра судов.
"Проект создания специальных административных районов в России для перевода капиталов из зарубежных офшоров выглядит интересно, но, в основном, как способ цивилизованной репатриации активов и как поле для назревших экспериментов, таких, как использование блокчейна в сфере регистрации прав на различное ценное имущество, проведение быстрых платежей или снятие устаревших валютных ограничений", - резюмирует Петр Попов.