20 июля дисциплинарная коллегия Верховного суда рассмотрела жалобу бывшего судьи Новочеркасского городского суда Владимира Дорофеева, которого досрочно лишили полномочий в январе 2018 года. Судью со стажем восемь лет в суде и 20 лет в правоохранительных органах обвинили в нарушении тайны совещательной комнаты по делу Покатило и Ефименко, которых обвиняли в хищениях через возмещение НДС. Основанием для дисциплинарного производства стала жалоба Валерия Сопьяненко, адвоката Покатило. УПК разрешает выходить из совещательной комнаты и делать перерывы, но Сопьяненко выяснил, что во время написания приговора Дорофеев ездил в Адлер отдыхать на выходные с 16 по 18 декабря 2016 года. Адвокат передал в суд справку железнодорожной компании, которая подтвердила покупку и использование билета, а также фотографию на фоне горнолыжного курорта. Кроме того, защитник утверждал, что судья обсуждал с кем-то детали дела, но это заявление ничем не подтвердил. Впрочем, справки и фотографии адвокату оказалось достаточно, чтобы добиться отмены приговора по причине нарушения тайны совещательной комнаты. Затем в отношении Дорофеева возбудили дисциплинарное производство. У него к тому моменту был не один «частник», поэтому по совокупности нарушений ККС Ростовской области лишила судью мантии. ВККС ее поддержала, а затем Дорофеев пожаловался в дисциплинарную коллегию.
Фотография, билеты и постановление Конституционного суда
На заседании Верховного суда заявитель рассказал, что билет на его имя купила жена, которая путешествовала с двумя детьми: в семье принято так делать, чтобы в купе не ехали посторонние. Фотографию Дорофеев назвал фотомонтажом, ведь незадолго после серьезной операции не могло быть и речи о горнолыжном спорте. В подтверждение того, что он не выезжал из Новочеркасска, бывший судья приобщил к делу распечатки биллинга номера мобильного телефона. Между делом он отметил и то, что Сопьяненко сейчас лишен статуса адвоката за нарушения.
Дорофеев пожаловался, что служебной проверки фактически не было. По его словам, ККС опиралась в своем решении на частное постановление, которым был отменен приговор Покатило и Ефименко. Коллегию Верховного суда интересовало, оспорил ли Дорофеев это частное постановление. Бывший судья рассказал, что ему вернули жалобу с объяснением, что такие акты не обжалуются. Дорофеев не пытался оспорить такой отказ и получил отповедь от судьи Владимира Боровикова. «Есть разъяснение Конституционного суда 2007 года, которое позволяет оспаривать частные постановления или определения, если судью привлекают к дисциплинарной ответственности, – сердито прокомментировал Боровиков. – Вы как там все вообще работаете?».
ККС Ростовской области представлял Максим Донченко из Ростовского областного суда. Он убеждал в том, что факт нарушения установлен и при назначении наказания учитывались другие обстоятельства: большой объем уголовного дела, время нахождения в производстве. «Отмена по мотиву нарушения тайны совещательной комнаты подрывает авторитет судебной власти, – заявил Донченко. – Сейчас уголовное дело, насколько я знаю, еще не рассмотрено по существу, оно в суде уже порядка трех лет».
– Вот фотографию нам прислали, – председательствующий Сергей Рудаков достал снимок с группой людей на фоне шале. – Как можете прокомментировать?
– ККС Ростовской области не устанавливала подлинность фото, – ответил Донченко. – Опирались на решение суда.
У Дорофеева Рудаков поинтересовался, он или не он запечатлен на снимке.
– Да, я. Вероятно, это могло быть в 2014 или 2015 году, – ответил тот. – В целом это фотомонтаж.
– Если это монтаж, вы куда-то обращались по этому факту? Что-то делали?
– Понятно, что этим должен заниматься Следственный комитет, – сказал Дорофеев.
Убедить дисциплинарную коллегию ему не удалось: она оставила его жалобу без удовлетворения.